Набережная Тараса Шевченко
Набережная Тараса Шевченко расположена между Бородинским и Дорогомиловским мостами на правом берегу Москвы-реки, её протяжённость составляет 3 километра.
Своё название набережная получила в 1961 году, в 100-летнюю годовщину со дня смерти украинского поэта Тараса Шевченко; до этого она называлась в соответствии с местной топонимикой: Дорогомиловская набережная. Фактически, набережная возникла в 19 веке, когда на берегу Москвы-реки стали появляться первые дома и был построен Трёхгорный пивоваренный завод (с 1934 - завод имени Бадаева), последующее развитие набережной связано уже с советским периодом. В 1964 году на набережной появился и памятник поэту: фигура Тараса Шевченко установлена перед гостиницей "Украина".
Среди москвичей набережная Тараса Шевченко особенно любима за впечатляющие виды на ММДЦ "Москва-Сити" на противоположном берегу Москвы-реки и гостиницу "Украина", торжественный фасад которой выходит прямо на набережную. Часть набережной проходит через липовую аллею.
Уникальность набережной Тараса Шевченко
Интересная особенность набережной заключается в том, что на разных её участках царит совершенно разная атмосфера.
Вблизи Дорогомиловского моста набережная выглядит заросшей и заброшенной, постепенно разрушающееся благоустройство очень колоритно сочетается с большим количеством зелени. При этом на противоположном берегу Москвы-реки высятся небоскрёбы ММДЦ "Москва-Сити" - смесь из природы, ультрасовременной архитектуры и атмосферы отчуждённости производит очень сильный эффект.
Отрезок набережной между мостом "Багратион" и гостиницей "Украина" словно возвращает прохожих в дореволюционную Россию: корпуса Трёхгорного пивоваренного завода (основан в 1875 году, закрыт в 2006) на набережной Тараса Шевченко и остатки фабричных корпусов на другом берегу реки напоминают, что здесь располагался развитый промышленный район.
Ну а участок набережной от гостиницы "Украина" до Бородинского моста чарует своей советской монументальностью: здесь и послевоенная застройка, и сталинские высотки (гостиница "Украина" и виды на жилой дом на Кудринской площади и здание МИД), и Дом Правительства, и Новый Арбат. Открыточные виды советской столицы - как на ладони!
При прогулке по набережной Тараса Шевченко создаётся ощущение, будто бы набережная - портал, переносящий сквозь время и пространство. Удивительно, насколько гармонично она объединила такие разные по колориту и смысловому наполнению локации - это уникальная черта набережной Тараса Шевченко, в которой с ней не может сравниться ни одно другое общественное пространство Москвы.
Мосты набережной Тараса Шевченко
С противоположным берегом набережную связывают 3 моста (2 автомобильных и 1 пешеходный), а также один метромост.
Пешеходный мост "Багратион", названный в честь полководца войны 1812 года Петра Багратиона, связывает набережную Тараса Шевченко с Краснопресненской набережной. Фактически, мост построен для соединения двух частей "Москвы-Сити": делового центра в районе Пресненской и Краснопресненской набережных и офисного здания "Башня-2000" на Тараса Шевченко.
Новоарбатский мост расположен в районе гостиницы "Украина" и Белого дома и связывает набережную Тараса Шевченко с Краснопресненской и Смоленской набережными.
Бородинский мост соединяет набережную Тараса Шевченко со Смоленской и Ростовской набережными.
Смоленский метромост - старейший метромост в России, построенный в 1935-1937 годах. По мосту нельзя передвигаться самостоятельно, но можно ездить на поезде: мост находится между станциями "Смоленская" и "Киевская" Филёвской линии.
В прошлом набережная Тараса Шевченко была популярным местом проведения массовых мероприятий, часто - политических. Здесь проходил "Русский марш", собирались в защиту 31-й статьи Конституции, устраивали различные шествия и демонстрации. Место к этому располагает: ведь набережная Тараса Шевченко волей судьбы стала одной из участниц событий 1991 и 1993 годов: вблизи Новоарбатского моста на ней, как и на самом мосту, стояли танки.
Но сегодня политические интриги в прошлом, и набережная Тараса Шевченко - всего лишь тихая прогулочная набережная, популярная у местных и практически не посещаемая жителями других районов.