Садовое кольцо
Садовое кольцо - кольцевая транспортная магистраль, опоясывающая центральную часть Москвы. Трасса проложена на месте Земляного вала, который служил границей Земляного города (территория между Белым городом и валом) и защищал его от нападений извне.
Общая длина кольца составляет 15,6 километра, ширина колеблется от 60 до 70 метров. Будучи одним из исторических колец Москвы, Садовое кольцо возведено в культ, но в действительности на сегодняшний день само по себе оно не представляет никакого интереса - это просто широченная дорога в центре города. Тем не менее, по обе стороны проезжей части выросла довольно любопытная застройка разных лет, что делает Садовое кольцо интересным маршрутом для прогулок.
История Садового кольца
В прошлом Москва была окружена рядом фортификационных стен и сооружений, обусловивших радиальную структуру города; одно из них - Земляной вал, замкнутое кольцо протяжённостью около 16 километров.
В 1591 году крымский хан Казы-Гирей совершил опустошительный набег на Москву, и по указу Бориса Годунова вокруг города всего за год был насыпан вал, поверх которого возвели дубовую стену высотой до 5 метров. В ней было обустроено 34 проездных ворот и около 100 глухих башен, а вдоль вала вырыли ров. За удивительную скорость строительства - новое фортификационное кольцо возвели в 1591-1592 годах - его прозвали Скородомом, а территория внутри стены (до Белого города) стала называться Деревянным, а затем Земляным городом. Изначально Земляной город населяли ремесленники, крестьяне и мелкие торговцы.
В Смутное время (1598-1613) деревянные стены и башни полностью сгорели, но вал сохранился и даже был надсыпан, и вскоре поверх него возвели новую стену - частокол из толстых брёвен. Однако, к концу 17 века вал утратил оборонное значение и превратился в таможенную границу Москвы, вдоль которой возникли рынки и торговые поселения, а к концу 18 века обветшал и уже был местами срыт.
После Отечественной войны и пожара 1812 года остатки вала решили срыть, ров, который к тому времени уже частично осыпался - закопать, а на их месте обустроить широкую кольцевую улицу. Расстояние между линиями домов по разные стороны бывшего вала составляло около 60 метров: 25 из них отвели на булыжную мостовую и тротуары, а на остальном пространстве домовладельцам повелели разбить палисадники из различных насаждений по своему вкусу - так в Москве появилось Садовое кольцо.
Проект был реализован к 1830 году. Палисадники не обустраивали на участке кольца в Замоскворечье, а также на площадях; на Зубовском и Смоленском валах организовали бульвары, а территория вокруг Новинского вала была отведена для народных гуляний и до 1877 года оставалась широкой площадью. В 1870-х по кольцу пустили конку, а в 1912 - электрический трамвай.
Изначально застройка кольца была малоэтажной, но в начале 20 века вдоль уже довольно важной транспортной артерии стали строить многоэтажные доходные дома, конторы и коммерческие здания. После Революции 1917 года их заселили рабочими, а Садовое кольцо продолжили застраивать жилыми и общественными зданиями. К сожалению, сады были вырублены: в 1930-х проезжую часть расширяли и асфальтировали в соответствии с планом Лазаря Кагановича по перепланировке Москвы, и в 1937 линию садов полностью уничтожили. Трамвайные пути также были демонтированы, вместо трамвая по маршруту пустили троллейбус. После Великой Отечественной войны 1941-1945 за реконструкцию Садового кольца взялись с новыми силами, и его улицы постепенно превратились в широчайшие проспекты с эстакадами, тоннелями, развязками и подземными переходами.
В виде гигантской кольцевой магистрали в центре города Садовое кольцо дошло и до наших дней. В 2016-2017 годах тротуары вдоль многих участков кольца были расширены и озеленены, благодаря чему оно приобрело более человечный вид, но в целом его суть не изменилась.
Любопытно, что Садовое кольцо стало свидетелем многих исторических событий: в 1905 и 1917 годах в его западной части велись ожесточённые бои между правительственными войсками и повстанцами, а 17 июля 1944 года - после разгрома немецких войск в Белоруссии - по нему прошёл марш немецких военнопленных ("Парад побеждённых").
Улицы и площади Садового кольца
Историческое Садовое кольцо объединяет 15 улиц, 3 бульвара и 18 площадей, расположенных друг за другом по маршруту кольца.
2. Садовая-Триумфальная улица;
3. Садовая-Каретная улица;
4. Садовая-Самотёчная улица;
5. Самотёчная площадь;
6. Садовая-Сухаревская улица;
7. Малая Сухаревская площадь;
8. Большая Сухаревская площадь;
9. Садовая-Спасская улица;
10. площадь Красные Ворота;
11. Лермонтовская площадь;
12. Садовая-Черногрязская улица;
13. площадь Земляной Вал;
14. площадь Цезаря Куникова;
15. улица Земляной Вал;
16. площадь Курского Вокзала;
17. Таганская площадь;
18. Нижняя Краснохолмская улица;
19. улица Зацепский Вал;
20. Павелецкая площадь;
21. Валовая улица;
22. Серпуховская площадь;
23. улица Коровий Вал;
24. Житная улица;
25. улица Крымский Вал;
26. Калужская площадь;
27. Крымская площадь;
28. Зубовский бульвар;
29. Зубовская площадь;
30. Смоленский бульвар;
31. Смоленская-Сенная площадь;
32. Смоленская площадь;
33. Новинский бульвар;
34. Кудринская площадь;
35. Садовая-Кудринская улица;
36. Большая Садовая улица.
В целом, бОльшая часть улиц и площадей Садового кольца выглядят довольно однообразно: как широкая дорога. Тем не менее, среди них есть отдельные точки притяжения: например, на Триумфальной площади обустроено необычное общественное пространство с качелями, на Кудринской - красивый сквер с фонтаном. Скверы также обустроены на Садовой-Триумфальной улице, Большой Сухаревской площади, Лермонтовской площади и некоторых других улицах и площадях.
Архитектура Садового кольца
Хотя в целом Садовое кольцо застроено зданиями разных эпох, и о каком-то едином историческом облике застройки говорить не приходится, вдоль магистрали расположено большое количество любопытных зданий и памятников архитектуры.
Самые яркие архитектурные доминанты магистрали - сталинские высотки, которых вдоль Садового кольца целых 3: здание МИД, жилой дом на Кудринской площади и высотное здание на площади Красных Ворот. Кроме прочего, в Оружейном переулке расположилась более чем приметная современная высотка: Многофункциональный комплекс "Оружейный". Не меньшего внимания заслуживают памятники конструктивизма - дом Наркомзема и здание Наркомата путей сообщения - и монументальная советская застройка в целом.
Также внимание привлекают Шереметевская больница (странноприимный дом), Провиантские склады, доходный дом Миансаровой и ряд других зданий.
Памятники Садового кольца
Хотя современное Садовое кольцо - не самое комфортное для прогулок место, вдоль него, тем не менее, установлен ряд памятников известным людям и просто скульптур.
1. Памятник Владимиру Маяковскому на Триумфальной площади;
2. памятник Михаилу Калашникову в Оружейном переулке;
3. памятник Сергею Образцову на Садовой-Самотёчной улице;
4. памятник Михаилу Лермонтову на Лермонтовской площади;
5. скульптура "Сезонник" на Лермонтовской площади;
6. памятник Алишеру Навои на Серпуховской площади;
7. памятник Владимиру Ленину на Калужской площади;
8. памятник Николаю Томскому на улице Крымский Вал;
9. памятник Иосифу Бродскому на Новинском бульваре;
10. памятник Фёдору Шаляпину на Новинском бульваре;
Кроме того, в скверах вдоль Садового кольца установлено некоторое количество безымянных скульптур и стела в память о Сухаревой башне на Большой Сухаревской площади.
К сожалению, современное Садовое кольцо сохранило свои сады лишь в названии и превратилось в широчайшую магистраль. Оно не такое камерное, как тихое и зелёное Бульварное, иногда целыми днями стоит в пробках и выглядит пыльным, грязным и неуютным, и всё же - это по-прежнему то самое Садовое кольцо, одно из исторических колец Москвы и визитная карточка города.
Это не самое подходящее и комфортное место для прогулок, но те, кто на это решатся, увидят вдоль кольца большое количество знаковых московских достопримечательностей и памятников.
А ещё по нему хорошо кататься на самокате!