Киевский вокзал
Киевский вокзал - один из 9 действующих железнодорожных вокзалов Москвы. Здание вокзала является признанным памятником архитектуры и инженерного искусства, благодаря чему Киевский вокзал стал одной из популярных достопримечательностей столицы.
Изначально (до 1934 года) вокзал назывался Брянским. Первое вокзальное здание на этом месте было построено ещё в 1899 году - тогда это была небольшая одноэтажная постройка; решение о строительстве современного здания было принято в 1912 - в честь 100-летия Бородинской битвы.
Новое здание вокзала в стиле неоклассицизма с элементами ампира было построено в 1914-1918 годах по проекту архитектора Ивана Рерберга при участии Вячеслава Олтаржевского. Проект дебаркадера и перекрытий залов был разработан инженером Владимиром Шуховым, а над скульптурным и художественным оформлением здания работали скульптор Сергей Алёшин и художники Фёдор Рерберг и Игнатий Нивинский. Так как вокзал заложен в годовщину Бородинской битвы, его архитектурная концепция и художественное оформление отсылают к Отечественной войне 1812 года.
И хотя здание Киевского вокзала является памятником архитектуры полностью, наибольшую любовь москвичей заслужили две совершенно конкретные его части: часовая башня и дебаркадер.
Часовая башня Киевского вокзала
Башня Киевского вокзала - особенно приметная и величественная часть здания, любимая москвичами и туристами.
Высота башни - 54 метра.
Циферблаты часов выполнены из витражного мозаичного стекла белого цвета и расположены со всех четырёх сторон башни. Часовой механизм был разработан в Швейцарии и работает по сей день: в конце 20 века его пытались заменить на более современный, но он постоянно давал сбои, и в итоге от него отказались в пользу старого механизма. Тем не менее, механизмы, обеспечивавшие бой колоколов, при работах сохранены не были.
Башню украшают скульптуры орлов: 4 грозного вида металлические птицы восседают на углах технического балкона над часами. Снизу скульптуры кажутся небольшими, но в действительности они имеют внушительные габариты: размах крыльев каждого из орлов составляет около 2 метров.
Особенно эффектно изящная часовая башня с куполом выглядит на фоне небоскрёбов ММДЦ "Москва-Сити". Наиболее красивые виды на Киевский вокзал и башню открываются со смотровой площадки на Ростовской набережной.
Дебаркадер
Оригинальный дебаркадер Киевского вокзала был возведён по проекту известного русского инженера Владимира Шухова.
Дебаркадером на железнодорожном вокзале называют часть пассажирской платформы, перекрытую навесом. Остеклённая арочная конструкция в форме параболы, разработанная Шуховым, явила собой грандиозное сооружение: при общей длине 321 метр, ширине 47,9 метра и высоте 28 метров вес конструкции составил более 1250 тонн.
К сожалению, до наших дней дебаркадер дошёл в модернизированном и упрощённом виде: в 2003-2004 годах металл перекрытий поразила коррозия, и конструкцию перестроили по упрощённому проекту. 27 клёпаных стальных арок были заменены на сварные, и лишь 4 были сохранены в первоначальном виде. Вместо стекла арки покрыли прозрачным поликарбонатом. Тем не менее, внешний вид дебаркадера практически не изменился.
Киевский вокзал сегодня
На сегодняшний день Киевский вокзал не утратил своего транспортного значения: ежедневно с его платформ отправляются поезда на Брянск, Киев и крупные города Украины и Молдавии, а также пригородные электрички - в общей сложности, более 100 поездов в сутки.
Киевский вокзал расположен по адресу площадь Киевского вокзала, дом 1. Добраться до него можно пешком от станции метро "Киевская" Кольцевой, Филёвской и Арбатско-Покровской линий.