Моспрогулка
САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ МЕСТА
Смотровая площадка на Воробьёвых горах
Здание Синодальной типографии (Московский печатный двор)
Мемориал "Героям-панфиловцам"
Спасская башня Московского Кремля
Новогодняя Москва 2021-2022

Музей Московской железной дороги

Места / Музеи, 15.10.2019
Музей Московской железной дороги

Музей Московской железной дороги - небольшой, но довольно интересный музей-павильон, расположенный вблизи Павелецкого вокзала. Экспозиция музея рассказывает об истории развития Московской железной дороги (МЖД).

 

Центральным экспонатом музея стал траурный поезд Ленина (паровоз У-127 и багажный вагон № 1691), вокруг которого разместились экспонаты помельче: различные железнодорожные атрибуты, архивные фото, инсталляции, макеты поездов, расставленные в хронологическом порядке. Ознакомившись с ними, можно получить представление о том, как возникла и развивалась Московская железная дорога, кто лоббировал и спонсировал её строительство, какими инструментами пользовались строители и железнодорожные рабочие. Отдельные главы экспозиции рассказывают о том, как МЖД пережила Гражданскую, Первую Мировую и Великую Отечественную войны, как железнодорожники помогали фронту, а также о многих других исторических нюансах. Часть экспозиции посвящена МКЖД (МЦК), современной РЖД и работе Службы военных сообщений (ВОСО) на железнодорожном транспорте.

 

На витринах представлены уникальные артефакты: проездные билеты разных лет, коллекция железнодорожных фонарей, знаки отличия, инструменты и форма железнодорожных рабочих, мундиры высших должностных лиц ВОСО, а также архивные документы, чертежи и фотографии (например, уникального поезда-часовни). Здесь можно увидеть макеты поездов и московских вокзалов, а также модель паровоза конструкции Черепановых. Паровоз конструкции Черепановых - первый в России паровоз, построенный целиком из отечественных материалов, который прозвали "сухопутным пароходом", поскольку слова "паровоз" в обиходе ещё не было.

 

Часть экспозиции представлена в виде тематических инсталляций, демонстрирующих купе вагона 1 класса (конца 19 века), кабинет начальника станции, путейцев за работой и вагон электрички.

 

В целом, музей выглядит очень живым: хотя он имеет довольно узкую направленность, экспозиция построена таким образом, что вызывает интерес у широкого круга посетителей, даже далёких от железнодорожной тематики. Также здесь широко используются современные технологии: на витрины проецируются кадры исторических видеохроник, благодаря которым посетители могут глубже проникнуться духом эпохи, к которой относятся экспонаты.

 

 

Траурный поезд В.И. Ленина

Траурный поезд Ленина (паровоз У-127 и багажный вагон № 1691) - центральный и самый первый экспонат музея, который и положил начало экспозиции. Вплоть до 1992 года он оставался основным экспонатом, а сам музей являлся филиалом Центрального музея В.И. Ленина.

 

Именно на этом паровозе и в этом багажном вагоне 23 января 1924 года тело умершего Ленина было доставлено от платформы Герасимовская до Павелецкого вокзала.

 

"Ленинский" паровоз У-127 был построен на Путиловском заводе в 1910 году и предназначался для Ташкентской железной дороги. В годы Гражданской войны он работал на прифронтовых участках вблизи Оренбурга, а после этого был доставлен в Москву, где его должны были разобрать на запчасти. Однако, на субботнике в мае 1923 года он был восстановлен рабочими депо Рязано-Уральской дороги. После этого рабочие депо торжественно избрали Владимира Ленина его почётным машинистом, а паровоз покрасили в красный цвет и украсили его революционными лозунгами.

 

23 января 1924 года этот паровоз провёл траурный поезд с телом умершего Ленина до Павелецкого вокзала Москвы, после чего водил пассажирские поезда на Павелецком направлении ещё 13 лет. В 1937 году его сняли с эксплуатации и решили сохранить как память о всенародной скорби - так он стал первым мемориальным паровозом в СССР и превратился в музейный экспонат.

 

В 1999 году паровоз был объявлен Памятником науки и техники Российской Федерации.

 

 

История музея

Музей московской железной дороги имеет довольно длинную историю. Она началась в 1937 году, когда траурный поезд Ленина решили сохранить в качестве памятника: тогда паровоз У-127, который вёл состав, отреставрировали и установили в одном из тупиков рядом с Павелецким вокзалом. Изначально его просто обнесли цепью.

 

Вскоре стало понятно, что "официальный паровоз Ленина" приходит в негодность из-за нахождения под открытым небом, и для него решили выстроить павильон. Однако, началась Великая Отечественная война, и паровоз был эвакуирован в Ульяновск. После окончания войны его вернули в Москву и, несмотря на тяжёлое положение в стране, приступили к строительству павильона. 21  января 1948 года музейный павильон с экспозицией "Траурный поезд В.И. Ленина" был торжественно открыт для посетителей: несмотря на небольшой размер, в нём смогли разместить паровоз У-127 и багажный вагон № 1691. Музей располагался по адресу: Ленинская площадь, дом 1, что указывало на его более высокий статус по сравнению с расположенным по соседству Павелецким вокзалом.

 

Однако, в конце 1970-х, когда в СССР готовились к московским Олимпийским играм, на уровне ЦК КПСС было принято решение о строительстве более просторного павильона для паровоза. В 1979 году состав вывели из павильона, и сразу после этого началось строительство нового. Новое здание построили в рекордно быстрые сроки: на это потребовался всего 1 год, и уже 15 апреля 1980 года, в честь 110-летия со дня рождения вождя мирового пролетариата, состоялось открытие нового музея. Здание было богато отделано: для отделки использовали чёрный украинский лабрадорит, белый уральский мрамор, шокшинский кварцит и красный карельский гранит. Одну из стен украсил масштабный горельеф с изображением головы Ленина.

 

Вплоть до 1992 года павильон носил статус филиала Центрального музея В.И. Ленина "Траурный поезд В.И. Ленина". В нём не только демонстрировался траурный поезд, но и проходили различные торжественные мероприятия, включая приём школьников в пионеры.

 

В 1993 году Центральный музей В.И. Ленина был закрыт, а вместе с ним закрылся и вход в павильон. Его адрес тоже изменился: Ленинскую площадь переименовали в Павелецкую, и музей изменил адрес на Кожевническую улицу, дом 2. Сейчас это кажется невероятным, но в начале 1990-х в нём открылся автосалон, а рядом со зданием разместилась парковка.

 

Музей вновь открылся для посетителей лишь в 2011 году: в 2000-х здание перешло в собственность Музея МЖД и было реконструировано и отреставрировано. Официальное открытие обновлённого павильона состоялось 5 августа 2011 года: теперь, помимо траурного поезда, здесь разместилась основная экспозиция Музея Московской железной дороги.

 

При реконструкции к зданию пристроили новую входную группу, украшенную декоративным бассейном и садом камней, а перед ним разбили парк.

 

 

Как добраться, контакты

Музей Московской железной дороги находится по адресу: Кожевническая улица, дом 2 (рядом с Павелецким вокзалом) в районе Замоскворечье в центре Москвы.

 

Официальный сайт музея: mzd.rzd.ru

 

Добраться сюда можно пешком от станции метро "Павелецкая" Замоскворецкой и Кольцевой линий.

Музей Московской железной дорогиЭкспозиция музеяЭкспозиция музеяЖелезнодорожные фонариМузей Московской железной дорогиМакеты поездовПаровоз конструкции ЧерепановыхЭкспозиция музеяИнсталляция с рабочими-путейцамиКабинет начальника станцииКупе вагона 1 классаМакет Казанского вокзалаТраурный поезд Ленина: паровоз У-127Вагон траурного поезда ЛенинаМузей Московской железной дороги
Комментарии: 0
Имя:
Email:
Моспрогулка
2011 - до сих пор

Самый замечательный, милый и изумительный сайт о Москве в обеих Вселенных - совершенно бесплатно, без регистрации и смс! ;)
Копирование и распространение материалов сайта без ссылки на источник весьма нас огорчает и портит карму тем, кто это делает.

Обратная связь
Наши странички в соцсетях: ВКонтакте, Яндекс.Дзен