Моспрогулка
САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ МЕСТА
Смотровая площадка на Воробьёвых горах
Смотровая площадка Центрального Детского Магазина
Здание Синодальной типографии (Московский печатный двор)
Смотровая площадка около здания РАН
Сухой фонтан на Крымской набережной

Музей Московской железной дороги

Места / Музеи
Музей Московской железной дороги

Музей Московской железной дороги - небольшой, но довольно интересный музей-павильон, расположенный вблизи Павелецкого вокзала. Экспозиция музея рассказывает об истории развития Московской железной дороги (МЖД).

 

Центральным экспонатом музея стал траурный поезд Ленина (паровоз У-127 и багажный вагон № 1691), вокруг которого разместились экспонаты помельче: различные железнодорожные атрибуты, архивные фото, инсталляции, макеты поездов, расставленные в хронологическом порядке. Ознакомившись с ними, можно получить представление о том, как возникла и развивалась Московская железная дорога, кто лоббировал и спонсировал её строительство, какими инструментами пользовались строители и железнодорожные рабочие. Отдельные главы экспозиции рассказывают о том, как МЖД пережила Гражданскую, Первую Мировую и Великую Отечественную войны, как железнодорожники помогали фронту, а также о многих других исторических нюансах. Часть экспозиции посвящена МКЖД (МЦК), современной РЖД и работе Службы военных сообщений (ВОСО) на железнодорожном транспорте.

 

На витринах представлены уникальные артефакты: проездные билеты разных лет, коллекция железнодорожных фонарей, знаки отличия, инструменты и форма железнодорожных рабочих, мундиры высших должностных лиц ВОСО, а также архивные документы, чертежи и фотографии (например, уникального поезда-часовни). Здесь можно увидеть макеты поездов и московских вокзалов, а также модель паровоза конструкции Черепановых. Паровоз конструкции Черепановых - первый в России паровоз, построенный целиком из отечественных материалов, который прозвали "сухопутным пароходом", поскольку слова "паровоз" в обиходе ещё не было.

 

Часть экспозиции представлена в виде тематических инсталляций, демонстрирующих купе вагона 1 класса (конца 19 века), кабинет начальника станции, путейцев за работой и вагон электрички.

 

В целом, музей выглядит очень живым: хотя он имеет довольно узкую направленность, экспозиция построена таким образом, что вызывает интерес у широкого круга посетителей, даже далёких от железнодорожной тематики. Также здесь широко используются современные технологии: на витрины проецируются кадры исторических видеохроник, благодаря которым посетители могут глубже проникнуться духом эпохи, к которой относятся экспонаты.

 

 

Траурный поезд В.И. Ленина

Траурный поезд Ленина (паровоз У-127 и багажный вагон № 1691) - центральный и самый первый экспонат музея, который и положил начало экспозиции. Вплоть до 1992 года он оставался основным экспонатом, а сам музей являлся филиалом Центрального музея В.И. Ленина.

 

Именно на этом паровозе и в этом багажном вагоне 23 января 1924 года тело умершего Ленина было доставлено от платформы Герасимовская до Павелецкого вокзала.

 

"Ленинский" паровоз У-127 был построен на Путиловском заводе в 1910 году и предназначался для Ташкентской железной дороги. В годы Гражданской войны он работал на прифронтовых участках вблизи Оренбурга, а после этого был доставлен в Москву, где его должны были разобрать на запчасти. Однако, на субботнике в мае 1923 года он был восстановлен рабочими депо Рязано-Уральской дороги. После этого рабочие депо торжественно избрали Владимира Ленина его почётным машинистом, а паровоз покрасили в красный цвет и украсили его революционными лозунгами.

 

23 января 1924 года этот паровоз провёл траурный поезд с телом умершего Ленина до Павелецкого вокзала Москвы, после чего водил пассажирские поезда на Павелецком направлении ещё 13 лет. В 1937 году его сняли с эксплуатации и решили сохранить как память о всенародной скорби - так он стал первым мемориальным паровозом в СССР и превратился в музейный экспонат.

 

В 1999 году паровоз был объявлен Памятником науки и техники Российской Федерации.

 

 

История музея

Музей московской железной дороги имеет довольно длинную историю. Она началась в 1937 году, когда траурный поезд Ленина решили сохранить в качестве памятника: тогда паровоз У-127, который вёл состав, отреставрировали и установили в одном из тупиков рядом с Павелецким вокзалом. Изначально его просто обнесли цепью.

 

Вскоре стало понятно, что "официальный паровоз Ленина" приходит в негодность из-за нахождения под открытым небом, и для него решили выстроить павильон. Однако, началась Великая Отечественная война, и паровоз был эвакуирован в Ульяновск. После окончания войны его вернули в Москву и, несмотря на тяжёлое положение в стране, приступили к строительству павильона. 21  января 1948 года музейный павильон с экспозицией "Траурный поезд В.И. Ленина" был торжественно открыт для посетителей: несмотря на небольшой размер, в нём смогли разместить паровоз У-127 и багажный вагон № 1691. Музей располагался по адресу: Ленинская площадь, дом 1, что указывало на его более высокий статус по сравнению с расположенным по соседству Павелецким вокзалом.

 

Однако, в конце 1970-х, когда в СССР готовились к московским Олимпийским играм, на уровне ЦК КПСС было принято решение о строительстве более просторного павильона для паровоза. В 1979 году состав вывели из павильона, и сразу после этого началось строительство нового. Новое здание построили в рекордно быстрые сроки: на это потребовался всего 1 год, и уже 15 апреля 1980 года, в честь 110-летия со дня рождения вождя мирового пролетариата, состоялось открытие нового музея. Здание было богато отделано: для отделки использовали чёрный украинский лабрадорит, белый уральский мрамор, шокшинский кварцит и красный карельский гранит. Одну из стен украсил масштабный горельеф с изображением головы Ленина.

 

Вплоть до 1992 года павильон носил статус филиала Центрального музея В.И. Ленина "Траурный поезд В.И. Ленина". В нём не только демонстрировался траурный поезд, но и проходили различные торжественные мероприятия, включая приём школьников в пионеры.

 

В 1993 году Центральный музей В.И. Ленина был закрыт, а вместе с ним закрылся и вход в павильон. Его адрес тоже изменился: Ленинскую площадь переименовали в Павелецкую, и музей изменил адрес на Кожевническую улицу, дом 2. Сейчас это кажется невероятным, но в начале 1990-х в нём открылся автосалон, а рядом со зданием разместилась парковка.

 

Музей вновь открылся для посетителей лишь в 2011 году: в 2000-х здание перешло в собственность Музея МЖД и было реконструировано и отреставрировано. Официальное открытие обновлённого павильона состоялось 5 августа 2011 года: теперь, помимо траурного поезда, здесь разместилась основная экспозиция Музея Московской железной дороги.

 

При реконструкции к зданию пристроили новую входную группу, украшенную декоративным бассейном и садом камней, а перед ним разбили парк.

 

 

Как добраться, контакты

Музей Московской железной дороги находится по адресу: Кожевническая улица, дом 2 (рядом с Павелецким вокзалом) в районе Замоскворечье в центре Москвы.

 

Официальный сайт музея: mzd.rzd.ru

 

Добраться сюда можно пешком от станции метро "Павелецкая" Замоскворецкой и Кольцевой линий.

Музей Московской железной дорогиЭкспозиция музеяЭкспозиция музеяЖелезнодорожные фонариМузей Московской железной дорогиМакеты поездовПаровоз конструкции ЧерепановыхЭкспозиция музеяИнсталляция с рабочими-путейцамиКабинет начальника станцииКупе вагона 1 классаМакет Казанского вокзалаТраурный поезд Ленина: паровоз У-127Вагон траурного поезда ЛенинаМузей Московской железной дороги
Комментарии: 0
Имя:
Email:
Моспрогулка
2011 - до сих пор

Самый замечательный, милый и изумительный сайт о Москве в обеих Вселенных - совершенно бесплатно, без регистрации и смс! ;)
Копирование и распространение материалов сайта без ссылки на источник весьма нас огорчает и портит карму тем, кто это делает.

Обратная связь
Наши странички в соцсетях: ВКонтакте, Twitter, Яндекс.Дзен