Моспрогулка
САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ МЕСТА
Смотровая площадка на Воробьёвых горах
Здание Синодальной типографии (Московский печатный двор)
Мемориал "Героям-панфиловцам"
Спасская башня Московского Кремля
Новогодняя Москва 2021-2022

Особняк Арсения Морозова

Места / Архитектура, 26.10.2016
Особняк Арсения Морозова

Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке - уникальное здание с совершенно феерической историей. На сегодняшний день роскошный особняк считается одним из красивейших и необычных домов Москвы, но современники встретили его строительство с удивлением и скептицизмом, из-за чего, перемешавшись со впечатлениями от личности владельца, особняк получил народное название "Дом дурака".

 

Дом был построен в 1895-1899 годах по проекту архитектора Виктора Мазырина. Здание, сочетающее элементы эклектики и модерна, стилизовано в неомавританском духе - редчайшая для Москвы экзотика.

 

На первый взгляд асимметричная постройка напоминает сказочный восточный замок с невероятно вычурным и пышным оформлением. Парадный вход выполнен в виде огромного подковообразного портала, декорированного двумя колоннами в виде переплетённых канатов, по обе стороны от него - башни с кружевными аттиками и карнизами, фасады которых украшены лепниной в виде ракушек. В остальном особняк сочетает различные архитектурные стили: классицизм, неоготику, барокко. Оконные и дверные проёмы украшены растительными орнаментами и цветочной лепниной, балюстрады балконов - причудливым кружевом. Примечателен медальон над дверью парадного входа: на нём изображён сидящий на цепи дракон. Интерьеры особняка тоже демонстрировали широкие взгляды хозяина: гостиная, где проводились балы, была выполнена в ампире, парадная столовая - "Рыцарский зал" - оформлена в духе псевдоготики, гардеробную супруги хозяина исполнили в барочном стиле.

 

Экстравагантный внешний вид особняка вызывает у прохожих восторг и удивление; для тех, кто видит его впервые, здание становится неожиданным сюрпризом, который никак не ожидалось увидеть на старой московской улице.

 

 

"Дом дурака" - история особняка


Арсений Абрамович Морозов (1873-1908) - миллионер, член известной купеческой семьи Морозовых, двоюродный племянник Саввы Морозова, прославившийся эксцентричным характером.

 

С Виктором Мазыриным, который впоследствии стал архитектором дома, Морозов познакомился задолго до строительства. Мазырин, увлекавшийся мистикой и спиритизмом, веривший в переселение душ и искренне полагавший, что его душа родилась в Египте, сдружился с Морозовым, и в начале 1890-х годов они совместно путешествовали по Испании и Португалии. Побывав в португальской Синтре, оба они были впечатлены замком Пена, построенным в 19 веке: дворец сочетал элементы средневековой испано-мавританской архитектуры, национального стиля мануэлино, ренессанса и готики, и Морозов загорелся идеей построить для себя дом-замок в схожем стиле.

 

Вернувшись в Москву, молодой миллионер по случаю своего 25-летия получил в подарок от своей матери Варвары Алексеевны участок на Воздвиженке и решил воплотить мечту в реальность.

 

Разумеется, за разработкой проекта Морозов обратился к своему другу: Мазырин, который провёл значительное время в путешествиях с Морозовым и был склонен к мистике, был идеальным кандидатом на роль архитектора для дома эксцентричного миллионера. Ходят слухи, что работа началась с анекдотического диалога:

 

- В каком стиле будем строить? - спросил Мазырин заказчика.
Морозов затруднился с ответом.
- Ну, есть классический, романский, барокко, - пояснил архитектор.
- Во всех. У меня денег на все хватит! - ответил Морозов.

 

Мазырин отнёсся к идее с энтузиазмом и, по образцу увиденного ими в Синтре замка, пошёл по пути смешения разных стилей, заимствуя при этом некоторые элементы оформления: ракушки на фасаде навеяны "домом с ракушками" (исп. Casa de las Conchas) в Саламанке (Испания), орнамент в виде винограда - настоящим виноградом, которым увит замок Пена.

 

Ещё на стадии строительства дом начал вызывать у современников усмешки и критику, вычурное здание было непонятно москвичам. Назвав его глупым и ненужным, огромный размер и неадекватность строящегося здания остро подчеркнул Лев Толстой в романе "Воскресение":

 

"На одной из улиц извозчик, человек средних лет, с умным и добродушным лицом, обратился к Нехлюдову и указал на огромный строящийся дом.

 

<...> Действительно, дом строился огромный и в каком-то сложном, необыкновенном стиле. <...> По подмостям лесов сновали, как муравьи, забрызганные известью рабочие: одни клали, другие тесали камень, третьи вверх вносили тяжелые и вниз пустые носилки и кадушки.

 

Толстый и прекрасно одетый господин, вероятно архитектор, стоя у лесов, что-то указывая наверх, говорил почтительно слушающему владимирцу-рядчику. Из ворот мимо архитектора с рядчиком выезжали пустые и въезжали нагруженные подводы.

 

«И как они все уверены, и те, которые работают, так же как и те, которые заставляют их работать, что это так и должно быть, что, в то время как дома их брюхатые бабы работают непосильную работу и дети их в скуфеечках перед скорой голодной смертью старчески улыбаются, суча ножками, им должно строить этот глупый ненужный дворец какому-то глупому и ненужному человеку, одному из тех самых, которые разоряют и грабят их», — думал Нехлюдов, глядя на этот дом.

 

— Да, дурацкий дом, — сказал он вслух свою мысль.

— Как дурацкий? — с обидой возразил извозчик. — Спасибо, народу работу дает, а не дурацкий.

— Да ведь работа ненужная.

— Стало быть, нужная, коли строят, — возразил извозчик, — народ кормится."

 

Но самую яркую и запоминающуюся критику городские легенды приписывают матери Морозова Варваре Алексеевне: будучи гневливой и резкой женщиной, она, посетив новый дом своего сына, якобы в сердцах воскликнула:

 

"Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!"

 

Морозова критика современников не смущала. Молодой промышленник любил роскошь и жизнь на широкую ногу: в своём особняке он закатывал шикарные балы и банкеты и ни в чём себе не отказывал.

 

К сожалению, долго пожить в вычурном доме Морозову не пришлось: в 1908 году он трагически и глупо погиб. Поехав в Тверь, где располагалась одна из семейных фабрик, он напился с приятелями и, заявив, что полученная им в ходе эзотерических практик духовная сила не даст ему почувствовать боль, прострелил себе ногу. Говорят, что после ранения Морозов действительно даже не поморщился и, не сняв сапога, продолжил кутить как ни в чём не бывало, но спустя 3 дня он умер от развившейся гангрены и заражения крови.

 

После смерти Морозова особняк по завещанию перешёл к его любовнице Нине Коншиной. Жена Морозова пыталась оспорить решение через суд, но её доводы были признаны несостоятельными, и во владение домом вступила Коншина, которая сразу же продала особняк Леону Манташеву.

 

После Революции дом Арсения Морозова до 1918 года был штаб-квартирой анархистов, затем сюда переехал театр Пролеткульта, который занимал здание до 1928 года. После этого в разные годы в нём размещались посольства Японии, Великобритании и Индии, а в 1959 году в особняк въехал "Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами", и вплоть до 2003 года он был известен как Дом дружбы с народами зарубежных стран или просто - Дом дружбы народов.

 

В 2006 году особняк стал Домом приёмов Правительства Российской Федерации - здание отреставрировали и стали использовать для проведения международных конференций, встреч и переговоров.

 


 

Дом Арсения Морозова находится на улице Воздвиженка, 16. Добраться до него можно пешком от станций метро "Арбатская" Арбатско-Покровской и Филёвской линий, "Александровский сад" Филёвской и "Библиотека имени Ленина" Сокольнической линии.

Особняк Арсения Морозова на ВоздвиженкеОсобняк Арсения Морозова: неомавританский стильОсобняк Арсения Морозова: портал главного входаОсобняк Арсения Морозова: ракушкиОсобняк Арсения Морозова: башня в неомавританском духеОсобняк Арсения Морозова: детали фасадаОсобняк Арсения Морозова на Воздвиженке: медальон с дракономОсобняк Арсения Морозова на Воздвиженке: ракушкиОсобняк Арсения Морозова на Воздвиженке: портал главного входаОсобняк Арсения Морозова, ВоздвиженкаОсобняк Арсения Морозова: окно, детали фасада
Комментарии: 1
Михаил: К слову, забавно выходит: получается, Арсений Морозов был кем-то вроде "золотой молодёжи" того времени.

Только кутил совсем по-другому smile

Ответ на пример с картинки (цифрами)*:
Моспрогулка
2011 - до сих пор

Самый замечательный, милый и изумительный сайт о Москве в обеих Вселенных - совершенно бесплатно, без регистрации и смс! ;)
Копирование и распространение материалов сайта без ссылки на источник весьма нас огорчает и портит карму тем, кто это делает.

Обратная связь
Наши странички в соцсетях: ВКонтакте, Яндекс.Дзен