Почему Москва - третий Рим?
"Москва - Третий Рим" - одно из самых избитых и заезженных выражений, которым привыкли характеризовать столицу в путеводителях и справочниках, речах квасных патриотов, телепередачах и других сомнительных и формальных источниках.
Самое интересное, что их авторы зачастую и сами не знают, почему Москву называют третьим Римом. Так откуда же пошло это выражение?
На самом деле, этот фразеологизм имеет под собой серьёзную культурно-историческую подоплёку. Словосочетание "Третий Рим" - не просто расхожее выражение, это религиозно-политическая идея, использовавшаяся монархиями прошлого для обоснования их особого значения в мировой политике как преемников Римской империи.
В Средневековой Европе была популярна теория о "переходе империи", предполагавшая, что существует метафизическое "мировое царство", которое переходит из страны в страну со сменой эпох. Грубо говоря, это своеобразная заявка на культурное мировое господство, исходившая из представления, что отдельная страна среди прочих исключительна. Соответственно, первым "мировым царством" можно считать Римскую империю (Первый Рим), вторым - Византию (Второй Рим - Константинополь), а вот за право считаться третьим как раз и пошли прения.
Римская империя стала первым "мировым царством" не случайно: Рим - "вечный город", незыблемый и непобедимый, под властью которого объединились огромные территории (почти все известные истории того времени народы), а с принятием христианства он приобрёл сакральный смысл как главный мировой оплот христианской веры. Тем не менее, в 5 веке нашей эры Римская империя пала, и новым сакральным центром стал Константинополь. Византия, как и Римская империя, объединила огромные территории, а Константинополь стал "преемником" Рима как новый оплот христианской веры. Но и Византийская империя в итоге пала: в 1453 году Константинополь был захвачен турками-османами.
Выражение "Москва - Третий Рим" указывает, что между Россией и Византией (соответственно, Москвой и Константинополем) существует такая же преемственность, как между Византией и Римской империей, что делает Россию третьим "мировым царством" - исключительной по своему политическому значению страной. И действительно - между Россией и Византией сложились достаточно тесные отношения: именно из Византии на Русь пришло христианство, монархические династии обеих стран переплетались браками, и Москва, которая к падению Константинополя стала центром русских земель, более чем вписалась в роль преемницы его славы.
Считается, что впервые идею о Москве - Третьем Риме высказал старец псковского Елеазарова монастыря Филофей в 1523-1524 годах. В двух посланиях к Великому князю Василию III он отождествил Московское княжество с Ромейским царством - мистическим и нерушимым оплотом христианства - и высказал ставшую крылатым выражением мысль: "Два Рима пали, третий - стоит, а четвёртому - не бывать".
Конечно, в настоящее выражение "Москва - Третий Рим" лишилось яркого религиозно-политического смысла, но обрело новую жизнь в качестве яркой метафоры, указывающей на древность российской столицы.
К слову, не только Москва претендовала на славу Рима и Константинополя: преемниками Римской и Византийской империй в разное время также заявлялись Сербия, Болгария, Италия и Третий Рейх.