Почему в метро поручень едет быстрее эскалатора?
Многие пассажиры Московского метрополитена не раз обращали внимание, что перила эсклаторов движутся быстрее ступеней, что заставляет людей время от времени переставлять руки.
Есть мнение, что это сделано специально из соображений безопасности: если поручень двигается быстрее ступеней, на него будет проблематично опереться/облокотиться или поставить сумку, кроме того, это помешает уставшим пассажирам заснуть.
К сожалению, на самом деле всё гораздо прозаичнее: разница в скорости движения ступеней и поручней обусловлена конструктивными особенностями эскалатора. Лестничное полотно приводится в движение электродвигателем через редуктор, им же при помощи дополнительных приводных блоков движутся и поручни. Приводные блоки поручней, грубо говоря, представляют собой большие колёса, скрытые в конструкции эскалатора в его начале и конце. Из-за постоянного трения с резиной приводные блоки со временем снашиваются, и их диаметр уменьшается, из-за чего поручень начинает двигаться медленнее лестничного полотна.
Чтобы увеличить ресурс приводных блоков и избежать необходимости слишком часто ремонтировать эскалатор, изначально колесо приводного блока поручней делают на 2% больше необходимого диаметра - из-за этого поручень начинает двигаться быстрее ступеней. Нормативы допускают расхождение в скорости лестничного полотна и поручней в те же 2% - такая разница считается безопасной.
Косвенно по скорости движения поручней можно судить о новизне эскалаторов: если рука едет вперёд - значит, эскалатор новый или недавно отремонтирован, если назад - приводной блок износился, и эскалатору в скорому времени потребуется ремонт. Движение поручня на одной скорости с лестничным полотном говорит о том, что эскалатор уже давно работает, но находится в хорошем состоянии.
Таким образом, перила эскалатора не всегда обгоняют ступени: просто "спешащие" поручни встречаются гораздо чаще "отстающих" и "параллельных". И это - хороший знак, свидетельствующий об отличном состоянии эскалаторов в Московском метрополитене.
К слову, иногда при производстве эскалаторов разницу в скорости ступеней и поручней действительно закладывают специально из соображений безопасности, чтобы отклонять тело пассажира назад при движении вниз и вперёд при движении вверх, что позволило бы снизить травматичность при нештатных ситуациях. Этот подход актуален для эскалаторов с относительно невысокой загруженностью: например, в торговом центре - но в условиях перегруженного метрополитена это неприменимо.