От Болвановки до Серебряников
Москва застыла в ожидании зимы: в городе установилась стабильная околонулевая температура, в воздухе то и дело появляются крупицы парящей по воздуху изморози, но снежного покрова пока ещё нет и когда он будет - неизвестно.
Сухая погода - это отличное время для прогулки, не так ли?
На этот раз моя прогулка начинается от Таганской площади: покинув одноимённую станцию метро, я оказался в конце Верхней Радищевской улицы. Удивительное место, где встречаются три Москвы: старинная с её малоэтажной застройкой и церквями, советская со знаменитой сталинской высоткой на Котельнической набережной и современная с её вечной суетой, автомобилями и торопливым образом жизни.
Верхнюю Радищевскую улицу смело можно назвать одной из самых красивых улиц Москвы: на ней сохранилась достаточно целостная историческая застройка, а красивый рельеф - улица находится на склоне и, продолжаясь Яузской улицей, постепенно спускается к Яузе - добавляет ей живописности.
На тротуаре у входа в одно из местных заведений "трубит" бетонный пионер. Всё как положено: при параде, с красным галстуком.
Но главная достопримечательность Верхней Радищевской улицы и её архитектурная доминанта - это, конечно, церковь Николая Чудотворца на Болвановке! Первое упоминание об этом храме относится к 1632 году, но есть мнение, что он появился гораздо раньше, ещё в 16 веке.
Церковь располагалась в самом центре Таганской слободы, в месте, которое издавна носило неблагозвучное и практически забытое в наши дни название - Болвановка.
Откуда пошло это название - сказать сложно. Одна из версий связывает его с деятельностью местных таганников и гончаров, которым для их ремесла требовались формы - болванки. Другая версия гласит, что здесь якобы располагалась Болвановская слобода, где делали головные уборы, для изготовления которых, опять же, требовались болванки. Некоторые связывают название местности с татарским или языческим идолом, который якобы мог существовать здесь в прошлом, но каких-то убедительных подтверждений этому обнаружено не было.
В общем, дело ясное, что дело тёмное.
Спускаясь к Яузе, Верхняя Радищевская плавно перетекает в Яузскую улицу (на самом деле, наоборот, но я иду "против шерсти"), главной достопримечательностью которой является усадьба Баташёва - яркий памятник московского классицизма, настоящий дворец!
В наши дни усадьбу занимает Городская клиническая больница имени И. В. Давыдовского.
Особенное внимание привлекает массивная чугунная изгородь с парадными воротами усадьбы. Ворота украшают фигуры улыбающихся львов, мимо которых просто невозможно пройти, не залюбовавшись их улыбками - настолько причудливо они выглядят.
Из-за деревьев и застройки всё более явно становится видна колокольня церкви Троицы Живоначальной в Серебряниках. Впрочем, о ней - чуть позже.
Перехожу Яузу по Астаховскому мосту, названному так в честь Иллариона Астахова - 19-летнего рабочего завода "Гужон" (позднее - "Серп и молот"), большевика, убитого полицейским на этом самом мосту. До этого печального события мост именовался Яузским.
Мутно-зелёная, грязная вода Яузы выглядит отталкивающе, хочется поскорее уйти подальше от её берегов.
Хорошо, что сразу за мостом находится Устьинский сквер - прекрасное место! В сквере установлен памятник Пограничникам Отечества, а ещё из него открывается прекрасный вид на высотку на Котельнической набережной.
От этого вида можно испытать приятную ностальгию - дело в том, что примерно такой же вид на высотку был показан в новогоднем мультфильме "Снеговик-почтовик", снятом по сказке Владимира Сутеева "Ёлка". Приятно почувствовать себя в новогодней сказке, верно?
Сквер небольшой, его можно обойти за несколько минут. Напротив него, за Яузской улицей, находится конечная точка моего прогулочного маршрута - Серебрянический переулок.
Интереснейшее место! В переулке сохранилась качественная историческая застройка, а его архитектурной доминантой стала церковь Троицы Живоначальной в Серебряниках. Её колокольню видно издалека. Церковь получила своё название по находившейся здесь Серебряной слободе, в которой проживали мастера Денежного (Серебряного) двора.
Каких-то 10 лет назад Серебрянический переулок буквально дышал историей и выглядел как музей рядовой дореволюционной архитектуры под открытым небом, но в наши дни он стал совсем другим.
В последние несколько лет в переулке и его окрестностях построили несколько новых домов, и атмосфера старой Москвы не то чтобы полностью улетучилась, но заметно ослабла.
Сами по себе новые дома выглядят неплохо, и появись они где-нибудь на окраине (в рамках программы реновации, например), я обязательно отметил бы выразительность архитектурных решений. Но когда я вижу их в Серебряническом переулке, меня охватывает чувство горькой утраты. Эх!
На этом моя сегодняшняя прогулка закончена. Пробираюсь переулками к станции метро "Китай-город" и отправляюсь на родную окраину.
Погулял по Москве - и хватит, пора домой, в Тушино!