Школьная улица: ансамбль Рогожской ямской слободы
Школьная улица - уникальная улица-музей в Таганском районе Москвы, известная горожанам по ансамблю Рогожской ямской слободы - островку исторической застройки 19 века. Длина улицы составляет около 700 метров, она проходит от Добровольческой улицы до Рогожского Вала.
Ансамбль Рогожской ямской слободы растянулся по обе стороны на всю длину Школьной (дома 12-48) и составляет основу её застройки: это комплекс бывших ямских постоялых дворов "послепожарного" периода, преимущественно двухэтажных и с большими въездными воротами. В прошлом в них располагались конюшни, трактиры и жилые помещения. Рядом с некоторыми из них сохранились характерные колёсоотбойные тумбы - небольшие гранитные столбики, предназначенные для защиты углов зданий от ударов колёс. Историческую застройку окружают советские панельные многоэтажки, которые в целом портят вид ансамбля, но создают любопытный контраст: такое яркое сочетание целостного ансамбля двухэтажных зданий с типовыми панельками определённо заслуживает внимания. К сожалению, благоустройство Школьной оставляет желать лучшего: в 1980-х годах из неё пытались сделать пешеходную улицу - одну из первых в СССР, но реализовать планы полностью не получилось, и в итоге она превратилась в какой-то невнятный градостроительный высер.
В настоящее время ряд путеводителей называют Школьную улицу пешеходной, но эта информация недостоверна: по ней лишь закрыто сквозное движение, улица размечена под парковку и проезд автомобилей по ней разрешён.
Также стоит отметить, что несмотря на приличный вид большинства зданий, сохранность ансамбля весьма сомнительна: фактически, от исторических построек сохранились лишь фасадные стены, остальные их части были перестроены при реконструкции улицы. Кроме того, их владельцы и арендаторы постепенно заменяют прежние ворота остеклением, искажая вид зданий. В сущности, можно сказать, что ансамбль как образец самобытной исторической застройки с определёнными функциями был утрачен.
История Школьной улицы
Школьная улица получила своё название в 1923 году, вероятно, просто из идеологических соображений (соседняя с ней 2-я Рогожская, например, в то же время стала Библиотечной). До этого она носила имя 1-й Рогожской, а ещё ранее была известна как Тележная и Крутоярская (по трактиру "Крутой яр").
Улица сформировалась в 16 веке как одна из главных улиц Рогожской ямской слободы - места, в котором селились ямщики, доставлявшие почту и товары из Москвы в село Рогожу, ныне - подмосковный город Ногинск. Слобода была богата на постоялые дворы, трактиры и магазины с необходимыми для путешествий товарами: телегами, шорно-седельными изделиями, дорожным скарбом - местные жители активно зарабатывали на обслуживании проезжающих ямщиков. Здесь ямские обозы останавливались на ночлег, а затем отправлялись на Владимирский и Рязанский тракты, и Тележная (Школьная) улица играла роль важной транспортной артерии для Москвы тех лет. Изначально её застройка была полностью деревянной.
После возведения в 1742 году Камер-Коллежского вала и его застав территория слободы стала частью Москвы, и её облюбовали купцы, которые стали выкупать местные владения для устройства в них лавок. Однако, позже она стала приходить в упадок: серьёзно пострадав от пожара 1812 года, слобода не смогла полностью восстановиться, а впоследствии лишь утрачивала своё значение. Дело в том, что в 19 веке на территории России начала развиваться железнодорожная сеть, и потребность в ямщиках постепенно отпадала - они попросту не справлялись с конкуренцией. От слободы сохранились лишь основные улицы, которые после пожара 1812 года застраивались схожими по строению двух- и трёхэтажными каменными домами с большими въездными воротами, лавками и жилыми помещениями. Однако, и после этого пожары здесь были обычным делом: во дворах устраивались деревянные навесы с деревянным же настилом для лошадей, и в случае возгорания огонь легко по ним распространялся.
К началу 20 века слобода и будущая Школьная улица представляли собой трущобы.
В 1923 году Школьная улица приобретает своё современное название, в уцелевших домах бывшей Рогожской ямской слободы обустраивают коммунальные квартиры. В 1952 году по улице пускают трамвай, который ходил по ней до 1980-х.
В 1970-х московские власти задумались о создании в городе ряда заповедных исторических зон, в число которых вошла и Школьная улица. Предполагалось, что она станет пешеходной; коммуналки были расселены, а историческую застройку вдоль улицы стали реконструировать, фактически - перестраивать, сохраняя фасадные стены. Основные работы прошли в 1980-х годах, однако, полностью пешеходной улица так и не стала: по ней лишь закрыли сквозное движение, и постепенно она превратилась в тупиковую улицу-парковку. Возможно, причина в том, что советские градостроители ещё не имели достаточного опыта по обустройству пешеходных зон.
До наших дней улица дошла именно в таком виде: как огромная парковка.
К сожалению, ансамблю Рогожской ямской слободы не суждено было стать "вторым Арбатом", которым его хотели видеть в 1980-х годах. Однако, несмотря на все недостатки планировки, в наши дни он остаётся достаточно популярной городской достопримечательностью - причём не для туристов, а для горожан, которые во множестве приходят сюда, чтобы узнать, что это такое - ямская слобода.
А ещё летом здесь устраивают ярмарку выходного дня, и местные жители приходят сюда на рынок.
Школьная улица и ансамбль Рогожской ямской слободы находятся в Таганском районе Москвы. Добраться до них можно пешком от станций метро "Площадь Ильича" Калининско-Солнцевской линии и "Римская" Люблинско-Дмитровской.