Здание Синодальной типографии (Московский печатный двор)
Здание Синодальной типографии - гордость и украшение пешеходной Никольской улицы, знакомое горожанам по барельефам льва и единорога на фасаде. Синодальная типография была основана в 1727 году на базе Московского печатного двора и долгое время была крупнейшей типографией Москвы.
Здание построено в 1811-1815 годах по проекту архитекторов Ивана Мироновского и Алексея Бакарева на месте снесённого за ветхостью корпуса Печатного двора. Также комплекс Синодальной типографии включает более старые корпуса, сохранившиеся от прежнего Печатного двора: Правильную и Книгохранильную палаты (1679, архитекторы: Степан Дмитриев, Иван Артемьев) и боковые корпуса (середина 18 века, архитекторы: Дмитрий Ухтомский, Иван Мичурин), но они находятся во внутреннем дворе и недоступны рядовому наблюдателю.
Главный фасад типографии выполнен в псевдоготическом стиле и поражает богатством декоративного оформления: центральный ризалит акцентирован массивными резными полуколоннами с замысловатым растительным орнаментом и украшен барельефами, изображающими льва и единорога - исторический символ Московского печатного двора. Помимо полуколонн, на фасаде размещено множество небольших каменных резных элементов. Здание отличается характерными для готической архитектуры островерхими завершениями окон и острыми башенками на крыше; кроме того, по бокам ризалита размещены таблички с краткой историей Печатного двора и Синодальной типографии, а на фронтоне с советских лет остался герб Советского Союза.
По обе стороны от центрального входа на фасаде размещены солнечные часы.
Лев и единорог Синодальной типографии
Самым известным архитектурным элементом, по которому многие горожане безошибочно могли бы угадать здание Синодальной типографии на Никольской, стали барельефы, изображающие противоборство льва и единорога, над главным входом. Между тем, далеко не каждому известно, почему они размещены на фасаде.
Лев и единорог были историческим символом Московского печатного двора, старое здание которого располагалось ранее на этом же месте, и присутствовали на его фасаде, печатях и в отпечатанных двором книгах, исполняя роль логотипа. Когда старое здание Печатного двора решили снести, чтобы возвести на его месте здание Синодальной типографии, льва и единорога изобразили и на нём.
На сегодняшний день не вполне понятно, почему символом Печатного двора были именно лев и единорог. Существует мнение, будто бы лев и единорог присутствовали на личной печати Ивана IV Грозного, в царствование которого была основана первая московская типография, но в целом это выглядит сомнительно, поскольку неизвестно, была ли у царя такая печать (хотя печать с единорогом у него действительно была). В действительности, это очень частые персонажи в русской геральдике, и сюжет противоборства льва и единорога - распространённый мотив русского творчества того времени. По факту лев и единорог имеют сакральный смысл, который можно истолковать по-разному: так, льва иногда интерпретируют как символ самодержавной власти, а единорога - как символ христианства, но что они означают в действительности и почему именно они стали символом Печатного двора - неизвестно.
В прошлом между фигурами льва и единорога на фасаде Синодальной типографии был размещён вензель Александра I, во времена которого было построено здание, но он до наших дней не дошёл.
История Синодальной типографии
Сама по себе Синодальная типография не так уж стара, но история её появления восходит к Государеву печатному двору, основанному в 1563 году по указу царя Ивана IV Грозного для перепечатки рукописных церковных книг, в которых по причине разных переводов появлялось всё больше ошибок. Печатный двор стал первой русской типографией и родиной российского книгопечатания: именно здесь в 1564 году первые русские книгопечатники Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец издали "Апостол" - первую датированную печатную книгу в России.
Изначально все корпуса и постройки Печатного двора были деревянными и часто горели, в итоге уже в 1571 году типография полностью выгорела, и печать была остановлена. Есть мнение, будто бы Печатный двор сгорел неслучайно: якобы суеверные москвичи, усмотревшие в книгопечатании бесовщину и уверенные, что на Никольской завелись бесы, сожгли его из благих побуждений. Производство продолжилось в 1587 году, уже при царе Фёдоре Ивановиче, и продолжалось до 1612 года, когда Печатный двор опять сгорел - на этот раз в результате городского пожара. В 1620 году - теперь при царе Михаиле Фёдоровиче - для Печатного двора построили двухэтажные каменные палаты, но в 1634 году двор всё равно ещё раз полностью выгорел.
В 1642-1643 годах по проекту архитекторов Трефила Шарутина и Кристофера Галлоуэя (Христофора Галовея) для Печатного двора строятся новые каменные палаты с готической башней и фигурами льва и единорога на фасаде. Также фасад нового здания украсили эффектные резные колонны и солнечные часы. По какой-то причине Печатный двор более не сгорал, и ведомство стало развиваться: при нём организуют библиотеку и школу, начинают печатать учебные книги; в 1679 году комплекс расширяется: по проекту Степана Дмитриева и Ивана Артемьева строятся Правильная и Книгохранильная палаты. Во времена Петра I здесь начинают издавать первую русскую газету.
В 1721 году Государев печатный двор на Никольской передают в ведение Святейшего Синода, и в 1727 на его основе образуется Синодальная типография. К середине 18 века по проекту архитекторов Дмитрия Ухтомского и Ивана Мичурина возводятся боковые корпуса с типографскими и библиотечными помещениями, которые замыкают периметр двора, и он приобретает современную форму.
Однако, старые палаты Печатного двора ветшают, и в 1810 году корпус, выходящий на Никольскую улицу, был разобран из соображений безопасности. Строительство нового тормозит война с Наполеоном, но в 1811-1815 годах по проекту архитекторов Ивана Мироновского и Алексея Бакарева на месте прежнего корпуса возводится новый - сохранившийся до наших дней. Чтобы подчеркнуть преемственность Синодальной типографии и Московского печатного двора, фасад украшают эффектными резными колоннами, солнечными часами и традиционными фигурами льва и единорога: фактически в новом здании в более крупном масштабе обыгрываются мотивы старого. По бокам центрального ризалита появляются таблички с краткой историей первого здания типографии и современного.
В середине 19 века комплекс Синодальной типографии рассматривается как единый ансамбль со стенами и башнями Китай-города, и хотя корпуса подвергались незначительным переделкам, в целом сохраняет свой облик. Правильная и Книгохранильная палаты (т.н. "Теремок") в 1872-1875 годах оформляются в "русском стиле" по проекту архитектора Николая Артлебена.
К началу 20 века в Синодальной типографии работали более 300 мастеров, ведомство печатало не только церковную, но и учебную литературу (буквари, азбуки, исторические сочинения), владело книжными магазинами и лавками в разных городах страны и было оснащено самой совершенной на тот момент печатной техникой в России.
После Революции 1917 года Синодальная типография была ликвидирована, и в историческом здании разместили сначала типографию Гознака, а в 1930 году - Историко-архивный институт.
На сегодняшний день здание занимает Историко-архивный институт РГГУ.
В наши дни здание Синодальной типографии заслуженно считается одним из красивейших архитектурных памятников Москвы: рядом с ним просто невозможно пройти мимо и не взглянуть на роскошные резные колонны с замысловатым орнаментом, изящные башенки и, разумеется, фигуры льва и единорога, которые особенно полюбились горожанам.
Здание Синодальной типографии находится по адресу Никольская улица, 15. Добраться до него можно пешком от станции метро "Площадь Революции" Арбатско-Покровской линии.
Michaltes: спасибо за инфу
10.12.2022, 13:42
|