С Болвановки до Хохлов
Осень в этом году выдалась на славу: сентябрь и октябрь порадовали Москву тёплыми деньками и небольшим количеством осадков, ну а ноябрь - он и в Африке ноябрь. Иногда веет зимой, холодает, с неба начинает сыпаться снег, а потом вдруг раз! - потепление, и зимних примет как не бывало. Но горожане знают - зима обязательно будет.
Мрачная ноябрьская погода - отличное время для прогулки, не так ли? На этот раз пройдёмся по территории Таганского и Басманного районов.
Начинается прогулка с Таганской площади - удивительного места, где встречаются три Москвы: старинная с её уютной малоэтажной застройкой и церквями, советская (куда же без неё, если главный местный ориентир - сталинская высотка на Котельнической набережной?) и современная, напоминающая о себе вечной суетой и проносящимися мимо автомобилями. Да и пешеходов здесь немало: куда-то идут, торопятся. Общественный транспорт ходит. Чувствуется дух мегаполиса, короче.
Сразу за Таганской площадью начинается Верхняя Радищевская улица - точнее, заканчивается, ведь я иду "против шерсти".
Главная достопримечательность Верхней Радищевской и её архитектурная доминанта - церковь Николая Чудотворца на Болвановке. Храм с историей: первое упоминание о нём относится к 1632 году, но есть мнение, что он появился гораздо раньше этой даты. А ещё он очень красив. Но он интересен не только историей и архитектурными достоинствами - ведь у него, кроме прочего, крайне любопытное название! Оно хранит память о Болвановке - месте с неблагозвучным и практически забытым в наши дни именем.
Откуда пошло название Болвановка - не вполне понятно. На этот счёт есть несколько версий. Одна из них связывает его с ремеслом местных таганников и гончарных мастеров, которым для работы требовались формы - болванки. Другая гласит, что здесь располагалась Болвановская слобода, жители которой занимались изготовлением головных уборов, для чего, опять же, требовались болванки. Некоторые связывают название местности с татарским или языческим идолом, который мог существовать здесь в прошлом, но каких-то убедительных подтверждений эта версия не имеет.
В общем, загадочный местный колорит.
Верхнюю Радищевскую улицу смело можно назвать одной из самых красивых улиц Москвы. Вдоль неё сохранилась качественная историческая застройка, а красивый рельеф (улица находится на склоне) и виды на высотку на Котельнической набережной, которая то и дело показывается над крышами старинных домиков, придают ей особенную живописность.
Да и расходящиеся от неё переулки ничуть не хуже: вот Тетеринский, например. Хорошо, что сейчас не зима! Покатишься неловко с такой "горки" - и привет.
Бросив взгляд в Тетеринский переулок, двигаемся дальше. Спускаясь к Яузе, Верхняя Радищевская переходит в Яузскую улицу. Точнее, наоборот - мой маршрут, напомню, идёт "против шерсти".
Главной достопримечательностью Яузской улицы стала усадьба Баташёва - яркий памятник московского классицизма, который в наши дни занимает Городская клиническая больница имени И. В. Давыдовского. Настоящий дворец, окружённый массивной чугунной изгородью с невероятно помпезными воротами. Ворота украшены фигурами странно улыбающихся львов, мимо которых просто невозможно пройти, не залюбовавшись их улыбками - настолько они причудливые.
Сейчас необычные львы окружены лесами: видимо, входную группу ремонтируют.
А ещё с Яузской улицы открывается отличный вид на колокольню церкви Троицы Живоначальной в Серебряниках. Впрочем, про Серебряники - чуть позже, до них мы ещё дойдём.
Практически у самого берега реки от Яузской улицы отходит Большой Ватин переулок. Глядя на него отсюда, невольно представляешь, каково было бы идти по нему в гору.
Название переулка имеет интересное происхождение. Оно дано по имени местного храмоздателя: в 1595 году "московским торговым человеком Саввой Емельяновым, сыном Вагиным" здесь был построен храм Никиты Мученика на Швивой горке. Однако, название закрепилось с ошибкой: "Ватин" вместо "Вагин". Возможно, это и к лучшему.
В наши дни переулок украшает мурал "Сто лет российскому джазу". Он появился здесь в 2022 году, к столетию российского джаза: датой его рождения принято считать 1 октября 1922 года, когда в Москве состоялся первый официально зарегистрированный джазовый концерт в стране. На торце дома № 4, строение 1 в Большом Ватином переулке изображены портреты отечественных джазистов разных эпох.
Следующая остановка - прекрасный Устьинский сквер! В сквере установлен памятник Пограничникам Отечества, а ещё он может похвастаться отличным видом на жилой дом на Котельнической набережной.
Если от вида на высотку вы испытали приятную ностальгию, не удивляйтесь. Дело в том, что примерно такой же вид на неё был показан в советском новогоднем мультфильме "Снеговик-почтовик", снятом по сказке Владимира Сутеева "Ёлка". Славно вот так вдруг вспомнить детство и очутиться в новогодней сказке, верно?
В сквере растёт немало лиственниц, сквозь ветви которых интересно смотреть на шпиль высотки.
У одного из входов в сквер "поселился" интересный персонаж - надо полагать, он исполняет обязанности местного охранника. Зовут его Мрачные Щи, и он явно повидал всякое. К сожалению, рассказать об этом он не может, ведь он - отделанный красной гранитной плиткой столб, приговорённый провести всю свою жизнь в молчании.
Ну а теперь - в Серебрянический переулок!
Его главную достопримечательность, колокольню церкви Троицы Живоначальной в Серебряниках, мы уже видели с Яузской улицы, теперь пришло время спуститься в сам переулок.
Названия переулка и церкви хранят память о находившейся здесь в прошлом Серебряной слободе, на территории которой проживали мастера Денежного (Серебряного) двора.
Совсем недавно, какой-то десяток лет назад, переулок мог похвастаться уникальной атмосферой: попав сюда, ты словно оказывался в старой Москве. За эту особенность он был неоднократно обласкан городскими блогерами, однако, до наших дней она не сохранилась. Дело в том, что в последние годы в переулке и его окрестностях успели построить ряд новых зданий, и атмосфера старой Москвы не то чтобы полностью исчезла, но заметно ослабла.
Смотришь с одной стороны, и вроде бы вот он - всё тот же Серебрянический переулок, все прежние старые домики стоят на своих местах.
А взглянешь с другой, и как будто бы не он совсем: старые домики хоть и стоят на своих местах, но выглядят как-то искусственно и несерьёзно на фоне новой застройки.
Сами по себе новые дома выглядят неплохо: появись они где-нибудь на окраине (в рамках программы реновации, например), я бы искренне наслаждался их видом, но в Серебряническом переулке они походят на наглых гостей, которые вдруг стали вести себя как хозяева. Впрочем, многие наверняка думают наоборот, и им новый облик переулка нравится.
Из Серебрянического сворачиваю в Большой Николоворобинский переулок. Он идёт под ощутимым уклоном - не хуже, чем в Большом Ватином!
Своё название переулок получил по церкви Николая Чудотворца в Воробине, которая была закрыта и разрушена в советские годы и до наших дней не дошла. Ну а название церкви связано с фамилией стрелецкого головы Данилы Воробина. Во второй половине 17 века Воробин командовал стрелецким полком, располагавшимся в районе улицы Воронцово Поле.
Рельеф, конечно, эффектный - идти приходится с трудом, зато и вид интересный. Застройка в наиболее крутой части переулка преимущественно новая и довольно любопытная, если вам нравится современная архитектура.
Ну а теперь - через Бульварное кольцо и на старую-добрую Ивановскую горку! Позади застройки Подколокольного переулка можно увидеть башни и колокольни Московского Кремля, он ведь совсем рядом.
Но переулок и без них красавец. В нём сохранилась красивая старинная застройка, благодаря которой здесь действительно ощущается дух старой Москвы. Приятно бывать в таких местах!
Кстати, меня всегда удивляло, как много пешеходов на участке Подколокольного переулка между Солянкой и Хитровской площадью. В прилегающих переулках и в Подколокольном дальше площади всегда малолюдно, как все эти люди умудряются куда-то вдруг подеваться?
Из Подколокольного переулка сворачиваю в Подкопаевский. На их углу расположена церковь Николая Чудотворца в Подкопаях: её колокольня сейчас находится на реставрации и затянута тёмно-зелёной строительной сеткой, так что Подкопаевский переулок выглядит несколько строже и мрачнее, чем обычно.
Будем ждать завершения работ на колокольне!
Впрочем, яркие краски в переулке всё же есть: их обеспечивают корпуса бизнес-центра "Ноев Ковчег". Выглядит как лёгкий китч, но все уже привыкли.
Китайские фонарики одного из местных кафе тоже добавляют цвета серому пасмурному дню. Забавно и необычно смотреть сквозь них в сторону Хохловского переулка и Морозовского сада.
Ну и как не зайти в Морозовский сад?
Делать в нём совершенно нечего, но он манит своей мнимой "секретностью", да и вообще - оказаться на подобном зелёном пятачке, под кронами старых деревьев, всегда приятно.
И вот, последняя точка моего маршрута - Хохловский переулок!
Хохловский переулок - одно из самых красивых мест в Москве, хотя сейчас по нему и не скажешь. Нотопечатня Юргенсона и палаты Емельяна Украинцева затянуты строительной сеткой, усадьба Венедиктовых - Шнаубертов - Моносзона скрыта за фальшфасадом - на самых знаковых объектах переулка сейчас ведутся работы.
Будем надеяться, когда сетку снимут, у нас не появится повода с ностальгией вспоминать, как славно здесь было раньше.
Зато храм Святой Троицы Живоначальной в Хохлах по-прежнему радует глаз, с какой стороны на него ни посмотри.
На этом моя скромная прогулка с Болвановки в Хохлы и завершается. Наслаждаться хмурой осенней погодой нужно небольшими порциями, а то ну как осенней хандрой накроет? Да и дождя боязно, ходи потом по ветру мокрый.
Погулял по Москве - и домой, в Тушино! ;)