Москва в мультфильме "Цветик-семицветик"
"Цветик-семицветик" (1948, реж. Михаил Цехановский по сказке Валентина Катаева) - один из легендарных советских мультфильмов, знакомый, наверное, каждому, кто родился и вырос в СССР и России. И хотя с момента создания мультика прошло уже более 70 лет, он по-прежнему не теряет своей актуальности и популярен у современных детей ничуть не меньше, чем у их родителей, бабушек и дедушек.
Сюжет сказки рассказывает о приключениях доброй, но слегка рассеянной девочки Жени. Женя пошла в магазин за баранками, но отвлеклась на ворон и не заметила, как хитрая собака съела все её баранки. Пытаясь её догнать, девочка забрела в сад с домом, где жила добрая волшебница, которая дала ей волшебный цветок с семью лепестками. Каждый лепесток может исполнить любое желание - но только одно! Женя не сразу понимает, какая сила оказалась у неё в руках, поэтому 6 первых её желаний оказываются пустыми и бессмысленными: она просит игрушек, сладостей, попасть на Северный полюс, и лишь последний лепесток она тратит с пользой - помогает мальчику Вите вылечиться от хромоты, после чего они становятся друзьями.
Сюжет мультфильма разворачивается в Москве.
Однако, Москва в мультфильме изображена в весьма оригинальной манере: как будто слегка в будущем, "на перспективу". Ушли в прошлое старые исторические кварталы: вокруг узнаваемых столичных достопримечательностей теперь высятся огромные сталинские здания с арками, колоннами и скульптурами, по широким проспектам носятся автомобили и автобусы, а уж сколько здесь парков - просто город-сад! Примерно так столица могла бы выглядеть, если бы был полностью реализован сталинский план её реконструкции. Возможно, в мультфильме пытались показать некое "светлое будущее", которое контрастировало бы с ужасами едва отгремевшей войны.
Так или иначе, картинка получилась очень колоритная!
Где Женя купила баранки?
Мультфильм начинается с того, что Женя вприпрыжку выходит из магазина со связкой баранок. Магазин выглядит богато: огромные окна-витрины, красивая выкладка товара с логотипом "Мосхлебторга" - прямо образцово-показательная московская булочная!
К сожалению, в кадре нет явных указаний на то, имеет ли магазин прототипы в реальной жизни или это вымышленное изображение некой усреднённой, "стандартной" советской булочной, но если внимательно посмотреть на нарисованное здание, то можно заметить, что его фасад очень напоминает фасад "Елисеевского" на Тверской.
В советские годы "Елисеевский", который получил название Гастроном № 1, был одним из знаковых и самых известных московских магазинов, а его нехарактерно широкий ассортимент сделал ему славу по всему Союзу.
Так что вполне вероятно, что художники при создании магазина для мультфильма вдохновлялись именно им.
В пользу "Елисеевского" говорит и ещё один факт: пытаясь догнать собаку, которая положила глаз на Женины баранки практически рядом с магазином, девочка явно бежит по Тверской улице, выбегая на современную Тверскую площадь.
Тверская площадь
Изображение Тверской площади (в 1918-1933 годах она называлась Советской площадью) в мультфильме может похвастаться практически фотографической реалистичностью.
Здание Моссовета - исторический дом генерал-губернатора, где в наши дни заседает московская мэрия, массивная ограда с воротами, крупный сталинский дом по соседству - практически как в жизни. Настоящая открытка!
Московский Кремль
Несколько раз в кадре мелькает и панорама Кремля - достаточно узнаваемая, но слишком общая, чтобы можно было говорить о её точности.
Внутри крепости можно увидеть Большой Кремлёвский дворец, соборы, рядом - храм Василия Блаженного. Однако, на этом её реализм заканчивается: от исторической застройки и планировок вокруг Кремля не осталось и следа, вместо них - монументальные сталинские здания.
Когда Кремль показывают с другого ракурса, панораму дополняет Крымский мост.
Любопытно, что на панораме с Крымским мостом позади героев можно увидеть огромную высотку, силуэт которой напоминает так и не построенный Дворец Советов. Здание расположено совсем не там, где его предполагали построить в действительности, но и мультфильм не стремится к топографической точности.
Кстати, место, где герои стоят на фоне Кремля, подозрительным образом напоминает Парк Горького и примерно соотносится с его реальным расположением относительно крепости.
Однако, утверждать, что это именно он, нельзя: ведь от парка только и видно, что деревья.
Парк Горького
И всё же Парк Горького совершенно точно появляется в мультфильме!
В сцене, где Женя волшебным образом переносится из сада старушки, подарившей ей цветок, к себе домой, она пролетает как раз над парком. Это можно понять по изображению парашютной вышки.
Спиральная парашютная вышка - один из самых известных аттракционов Парка Горького 1930-1940-х годов.
К сожалению, до наших дней вышка не дошла: её можно увидеть только на исторических фотографиях и видео. Фактически, "Цветик-семицветик" тоже можно рассматривать как один из исторических источников, свидетельствующих о её существовании.
Московский зоопарк и Планетарий
Довольно много времени в "Цветике-семицветике" уделили изображению Московского зоопарка: здесь разворачивается одна из самых ярких сцен мультфильма, когда Женя желает заполучить побольше игрушек, но отказывается от своего желания, понимая, насколько оно избыточно.
В целом, изображение зоопарка носит фантазийный характер, однако, в нём есть отсылки к реальности.
На фоне происходящего по сюжету игрушечного безумия можно заметить "Турью горку" - рукотворную возвышенность в виде искусственной скалы, где содержатся горные копытные. Её построили в 1925-1927 годах по проекту Карла Гиппиуса, который тогда был штатным архитектором Московского зоопарка.
Постройка горки стала возможной после расширения территории зоопарка в 1924 году: по проекту Гиппиуса на новой территории возвели не только "Турью горку", но и "Остров зверей", "Полярный мир" и Обезьянник. Хотя с тех пор они неоднократно перестраивались, заложенная Гиппиусом планировка в общих чертах сохраняется и по сей день.
Очень интересно в мультфильме изображаются входы на территорию зоопарка, причём в кадрах демонстрируется сразу несколько разных вариантов.
Входные группы выполнены в совершенно фантастической манере: с гигантскими арками, колоннами, огромными скульптурами животных.
Может показаться, что эти входные группы полностью выдуманы художниками, ведь в Московском зоопарке никогда не было настолько помпезных входных арок.
Однако, на самом деле это не совсем так: судя по скульптурному оформлению, входные арки в мультфильме изображены "по мотивам" реально существовавшего в 1930-1950-х годах главного входа в Московский зоопарк, но в гипертрофированном, преувеличенно торжественном виде. Настоящий главный вход в зоопарк в те годы был украшен схожими скульптурами, но имел куда меньшие размеры и несколько иное архитектурное решение.
Фото: главный вход Московского зоопарка, 1951; источник: moscowzoo.ru
Показывают в мультфильме и вариант поскромнее: обычные ворота. Впрочем, и они выглядят достаточно торжественно благодаря скульптурам животных.
Пару раз на фоне мелькает и купол Московского планетария: его здание было построено в 1927-1929 годах по проекту архитекторов Михаила Барща и Михаила Синявского, а также инженера Георгия Зунблата. Оно расположилось рядом с новой территорией Московского зоопарка.
Планетарий в мультфильме изображён достаточно реалистично.
Тверской бульвар и памятник Пушкину
На мгновение в мультфильме показывают и Тверской бульвар, который имеет довольно оригинальный вид: на нём ещё стоит памятник Александру Пушкину работы Александра Опекушина, который в 1950 году перенесут на Пушкинскую площадь, но в остальном узнать бульвар достаточно сложно. Дело в том, что изображённая застройка Тверского бульвара выглядит футуристично для 1950-х годов.
Слева от памятника можно увидеть здание, фасад которого отдалённо напоминает знаменитый "Дом под юбкой", но остальные здания в кадре - это фантазийная сталинская застройка, которой не существовало ни в год выхода мультфильма, ни позднее.
Дом Жени
Интересно, а где же жила сама Женя?
В мультфильме зрителям демонстрируют достаточно крупный сталинский дом с большими окнами и огромной аркой на входе во двор. Судя по всему, это просто усреднённое изображение современного на момент выхода мультфильма жилого дома.
Однако, в мультфильме дом Жени не находится "в вакууме", а имеет вполне конкретное местоположение, которое демонстрируется зрителям в момент её волшебного перемещения из сада волшебницы к себе домой.
Героиня проносится по воздуху над Парком Горького, пролетает мимо Крымского моста и попадает в окно одного из домов в окрестностях. Судя по всему, географически дом Жени расположен где-то на территории района Якиманка, возможно, в окрестностях улиц Большая Якиманка, Большая Полянка, Большая Ордынка.
Виды Москвы
Помимо узнаваемых московских местечек и достопримечательностей, мультфильм изобилует вымышленными видами Москвы. И хотя их никак нельзя сравнить с реальным городским пейзажем, благодаря им можно составить представление о том, какой видели городскую среду будущего люди, жившие в послевоенные годы. В наши дни это выглядит как своего рода альтернативная история.
Москва в мультфильме показана динамичным и даже в какой-то степени агрессивным городом: широкие проспекты, вдоль которых высятся монументальные сталинские здания, огромное количество мчащихся на большой скорости машин. Застройка обладает ярко выраженными чертами сталинской архитектуры, даже слегка гипертрофированными (особенно стоит отметить любовь авторов к огромным аркам), при этом она достаточно плотная и высотная.
Городская застройка в мультфильме словно отсылает к архитектурным фантазиям и излишествам, которых с избытком хватало в нереализованных проектах советских архитекторов тех лет.
В городе существует развитый общественный транспорт: по улицам ездят автобусы и троллейбусы. Появляется в мультфильме и станция метро, пусть её и показывают лишь мельком (Московский метрополитен, напомним, открыли в 1935 году).
Среди прочих городских учреждений в мультфильме не забыли показать универмаг Мосторг и кинотеатр.
Временами может показаться, что Москва в "Цветике-семицветике" - это эталонные каменные джунгли, но на самом деле это совсем не так: авторы мультфильма изобразили в ней большое количество озеленённых территорий. Персонажи с завидной регулярностью оказываются внутри или хотя бы проходят мимо какого-нибудь парка или сквера.
Один из показанных в мультфильме парков своей каменной набережной и изящной ротондой напоминает Парк Горького в районе Пушкинской набережной - там и в наши дни можно увидеть две беседки-ротонды, сохранившиеся от ансамбля Голицынской больницы.
Так что Москва в "Цветике-семицветике" - это ещё и настоящий город-сад!
Поразительно, насколько целостным и разнообразным получился образ столицы у авторов мультфильма! И реальные московские достопримечательности, и выдуманные места в нём гармонично объединены в единую, живую систему, как будто показанная городская среда совершенно реальна. Здесь и жилые кварталы, и парки, и метро, и Мосторг, и кинотеатр - смотришь, и ни на секунду не сомневаешься, что тебе показывают идеальную советскую столицу.
В этом и состоит уникальность образа Москвы в "Цветике-семицветике" - это не просто выдуманный город с добавленным для "московскости" Кремлём, как в некоторых других мультфильмах, а буквально альтернативная Москва, идеальная и продуманная с учётом актуальных в годы производства мультфильма градостроительных тенденций и архитектурных фантазий.
В такую Москву хочется верить - до такой степени, что мысль о том, что по ней нельзя прогуляться, вызывает удивление и фрустрацию.