Почему орлы на воротах Александровского сада держат в лапах молнии?
Александровский сад - один из известнейших парков Москвы, расположенный прямо у Кремлёвской стены. Сад был открыт в 1821 году и стал одним из символов возрождения Москвы после пожара 1812 года и военного триумфа России в войне с Наполеоном.
Войти на территорию сада можно с разных сторон, но самый главный и торжественный вход находится со стороны Исторического музея, вблизи Угловой Арсенальной башни Кремля: здесь размещены массивные чугунные ворота, выполненные по чертежам архитектора Евгения Паскаля. Ворота и решётка изготовлены в лучших имперских традициях: столбы сделаны в виде фасций с закреплёнными на них двусторонними топорами, на решётках можно увидеть большое количество львиных голов, а на створках ворот - горгонейоны (маски с изображением головы Медузы Горгоны).
Столбы ворот увенчаны фигурами двуглавых орлов, которые сжимают в лапах молнии.
И если остальные декоративные элементы, как правило, не вызывают вопросов, то орлы пробуждают в прохожих любопытство: а почему, собственно, в их когтях заключены молнии? Ведь на российском гербе они держат скипетр и державу!
На самом деле, молнии в орлиных лапах - это очень давний символ, берущий начало из древнегреческой мифологии. Орёл (правда, одноголовый) был одним из атрибутов Зевса - верховного олимпийского бога, громовержца, а молния ("Зевесов перун") - его главным оружием. Аналогичные атрибуты (орёл и молнии) характерны и для римского "аналога" Зевса - бога Юпитера. Орёл Зевса с молниями в лапах стал одним из достаточно распространённых в эпоху античности символов: его использовали в оформлении эмблем и гербов, чеканили на монетах. Сама же молния в геральдике стала считаться символом наказания с небес.
Позднее античные мотивы и формы стали широко использоваться в архитектуре классицизма, в том числе и в России: именно классицизм стал господствующим стилем при восстановлении Москвы после пожара 1812 года.
При этом использование гербового двуглавого орла в первой трети 19 века ещё не было строго регламентировано. Его могли изображать как с самодержавными регалиями (скипетром и державой), так и с иными символами: венком, лентой, фасциями, молниями - "Зевесовыми перунами". Изображение двуглавого орла с лентой и молниями можно встретить и на монетах тех лет.
Так что использование двуглавых орлов с молниями в лапах вполне уместно и закономерно в оформлении Александровского сада: это подчёркивает его мемориальный характер и вписывается в символические каноны первой трети 19 века, когда он был открыт.