Башня-колонна Эль Лисицкого
Башня-колонна Эль Лисицкого - небольшая, но очень важная для истории Москвы достопримечательность ВДНХ, расположенная на берегу Четвёртого Каменского пруда вблизи павильона № 38 "Бизнес.Техноград" (бывший павильон "Рыболовство").
Ажурная башня, выполненная в виде рыболовного садка и отдалённо напоминающая Шуховскую башню, сохранилась ещё со времён Всесоюзной сельскохозяйственной выставки - предшественницы ВДНХ. Колонна была установлена на ВСХВ в 1939 году и служила указателем к павильонам "Прудовое хозяйство" и "Рыбное хозяйство" (не сохранились), а также рекламной конструкцией Главконсерва.
К сожалению, колонна сохранилась не полностью. Изначально её вершину украшала сфера с металлическими силуэтами двух карпов (в 1950-х их заменили фигурой осетра), но впоследствии навершие было утрачено.
Автор необычной конструкции - русский авангардист Эль Лисицкий.
История
В 1930-х годах у руководства СССР возникла идея организовать в Москве выставку, которая отразила бы положительные стороны и результаты проведённой в сельском хозяйстве политики коллективизации. Главным архитектором Всесоюзной сельскохозяйственной выставки поначалу был Вячеслав Олтаржевский, затем его сменил Сергей Чернышёв, но кроме них над обликом ВСХВ трудились и другие архитекторы.
Работы по обустройству ВСХВ прошли в 1935-1939 годах. На территории вблизи Ярославского шоссе построили ряд павильонов, посвящённых советским республикам, отраслям сельского хозяйства и сельскохозяйственной продукции, а также различные декоративные объекты.
Одним из таких объектов и стала установленная в 1939 году ажурная башня Лисицкого. Она играла сразу 3 роли: декоративного объекта, вышки-указателя к павильонам "Рыбное хозяйство" и "Прудовое хозяйство", располагавшимся на берегу Четвёртого Каменского пруда, а также рекламы Главконсерва. На вершине башни, форма которой напоминала рыболовный садок, размещалась металлическая сфера с силуэтами двух карпов, плывущих в разные стороны. При послевоенной реконструкции ВСХВ, проведённой в 1950-1954 годах, вместо карпов на сферу установили металлического осетра.
Башня Эль Лисицкого после реконструкции 1950-х. Источник фото: mos.ru
К сожалению, впоследствии для башни наступили тёмные времена: навершие (шар с осетром) со временем было утрачено, да и павильоны, указателем к которым служила башня, не сохранились. Авторство Лисицкого также было забыто. В постсоветские годы башня числилась в документах как флагшток, а посетители ВДНХ сравнивали её то с Шуховской башней, то с рыболовной снастью (на некоторых картах она до сих пор так и называется - скульптура "Рыболовная снасть").
Справедливость была восстановлена в 2018 году, когда на ВДНХ шли масштабные работы по реконструкции и восстановлению Выставки. Авторство Лисицкого было установлено старшим научным сотрудником Третьяковской галереи Татьяной Горячевой и историком Александром Зиновьевым.
Это открытие имело большое значение не только для ВДНХ, но и для всей Москвы: дело в том, что до этого считалось, что в столице сохранилась всего одна архитектурная работа Лисицкого - здание типографии журнала "Огонёк", построенное в 1930-1932 годах в 1-м Самотёчном переулке.
Лазарь Маркович Лисицкий, также известный как Эль (Эл) Лисицкий - советский художник и архитектор, один из выдающихся представителей русского и еврейского авангарда. Работая над проектами на стыке супрематической живописи и архитектуры, Лисицкий выдвинул идею зданий нового типа - горизонтальных небоскрёбов, которые стояли бы на трёх каркасных опорах, создавая второй уровень городского пространства, и могли быть напрямую соединены со станциями метро и трамвайными остановками. Ряд таких зданий Лисицкий предлагал возвести в Москве. Амбициозные задумки автора в итоге так и остались на бумаге, но оказали большое влияние на архитектуру 20 века.
Как добраться
Башня-колонна Эль Лисицкого находится на берегу Четвёртого Каменского пруда, вблизи павильона № 38 "Бизнес.Техноград" (адрес павильона: проспект Мира, дом 119 строение 138).
Добраться сюда можно пешком от станции метро "Ботанический сад" Калужско-Рижской линии, а также одноимённой станции МЦК.