Москва 1920-х: уличные писсуары в советской столице
В 2016 году в Москве разгорелся небольшой и отчасти смешной, но достаточно громкий скандал: неподалёку от станции метро "Речной вокзал" решили установить уличные "туалеты будущего", а именно открытые мужские писсуары. Горожане восприняли эту идею очень неоднозначно: одним возможность справить малую нужду на улице показалась удобной, да и вообще - прямо как в Амстердаме и прочих модных заграницах, другие же сочли это совершенно неприемлемым - у нас, мол, тут не Европа, да и не добавит такое новшество эстетики городским улицам.
От затеи в итоге отказались, и уличные писсуары в Москве так и не появились.
А между тем, это не такое уж новшество, как может показаться: в истории столицы уже был период, когда общественные писсуары стояли на её улицах! Он пришёлся на первые советские годы, когда едва закончилась Гражданская война и на смену политике "военного коммунизма" пришла НЭП. К сожалению, точно сказать, когда именно на улицах столицы появились общественные писсуары, а также когда и почему их решили убрать, довольно сложно - об этом сохранилось не так уж много исторических свидетельств (энциклопедий и путеводителей на эту тему, к сожалению, не выпускали). Но за время своего существования необычные уборные всё же успели "засветиться" на фото и видео, в том числе в художественных фильмах.
Одна из таких лент - немой фантастический фильм "Аэлита" режиссёра Якова Протазанова, премьера которого состоялась 25 сентября 1924 года. Фильм является вольной экранизацией одноимённого романа Алексея Толстого, и значительная часть его сюжета разворачивается в советской Москве. В кадре то и дело мелькают различные столичные достопримечательности (например, Красная площадь без Мавзолея - ещё не построили!), и вдруг появляется он - аккуратный и отчасти даже элегантный уличный туалет для мужчин, расположенный, вероятно, на одной из набережных Яузы.
Сказать, что он полностью открыт, нельзя, но и закрытым его тоже не назовёшь: конструкция выполнена в виде полукруглой ширмы, внутри которой и разместился писсуар.
Кадр из фильма "Аэлита" (1924, Яков Протазанов)
Судя по всему, одновременно им могут пользоваться несколько человек. Нижняя часть "ширмы" приподнята и открыта, благодаря чему со стороны можно оценить, находится ли кто-нибудь внутри. Верхняя часть имеет подчёркнуто декоративный внешний вид, а венчает конструкцию фонарь - сразу видно, к обустройству уборной подошли ответственно.
"Интерьер" кабинки в фильме не демонстрируют, но судя по схваченному льдом сырому пятну в центральной части, её посетители не всегда попадали в яблочко.
Кадры из фильма "Аэлита" (1924, Яков Протазанов)
Ещё один фильм, в котором повезло засветиться московскому уличному писсуару 1920-х годов - комедия "Девушка с коробкой" режиссёра Бориса Барнета, премьера которой состоялась в 1927 году.
В этом фильме тоже достаточно много уличных сцен, в которых можно увидеть узнаваемые московские достопримечательности. Одной из них стал Александровский сад, у ограды которого (с наружной стороны, практически у подножия Угловой Арсенальной башни Кремля) и расположился наш "герой" - уличный туалет для мужчин.
Его оформление несколько отличается от того, что показан в "Аэлите", но в целом он имеет схожую конструкцию: это полукруглая приподнятая "ширма", внутри которой размещён писсуар.
Кадры из фильма "Девушка с коробкой" (1927, Борис Барнет)
Найти схожие мужские уборные можно и рассматривая городские фотографии тех лет, однако, фильмы, где их можно увидеть практически в действии, выглядят более интересным источником. Исходя из того, что уличные писсуары в этих лентах вовлечены в совершенно бытовые комедийные ситуации, и авторам не приходится объяснять рядовому зрителю, что именно показано и происходит в кадре, можно предположить, что они были достаточно типичным и узнаваемым элементом городской среды, который был хорошо знаком москвичам 1920-х годов.
Как бы там ни было, эта любопытная деталь как нельзя лучше подтверждает довод, что новое - это хорошо забытое старое.
Жаль только, что история, фотографии и кинофильмы умалчивают, как москвичи тех лет относились к установке общественных писсуаров на улицах Москвы. Было бы очень интересно попытаться посмотреть на ситуацию их глазами, не так ли?