Улица Арбат
Арбат ("Старый Арбат") - культовая пешеходная улица в центре Москвы, одна из старейших и наиболее известных исторических улиц города, расположенная в одноимённом районе. Имея протяжённость около 1,2 километра, Арбат проходит от площади Арбатские Ворота до Смоленской площади, сообщаясь с многочисленными переулками.
Старый Арбат знаменит своим архитектурным ансамблем: вдоль улицы сохранилась качественная историческая застройка, а перспективу украшают виды на здание МИД на Смоленской-Сенной площади. При этом улица довольно неплохо благоустроена, на ней установлены фонари и лавочки для отдыха прохожих.
Как правило, Арбат принято считать одной из главных достопримечательностей Москвы: будучи первой пешеходной улицей города, он получил большую популярность у туристов и горожан и превратился в культовое городское пространство.
Однако, современный Арбат уже давно перестал справляться со своей ролью, и культовая достопримечательность стала настоящим позором Москвы. Всё то, что на других туристических улицах города тщательно прячут, Арбат наоборот гипертрофированно выставляет напоказ: стрёмные магазины с сувенирными псевдорусскими шапками-ушанками, грязные ломбарды, мешающие проходу карикатуристы и промоутеры на каждом шагу, запредельное количество попрошаек, бомжей и алкашей. По улице невозможно ступить и пары метров, чтобы не наткнуться на зазывалу, приглашающего в сувенирный магазин, ломбард, вейп-шоп, антикафе или какой-нибудь сомнительный "музей". В край охреневшие торгаши и коммерсанты так настойчиво выдаивают туристический потенциал Арбата, что улица превратилась в настоящую километровую помойку, на которой неприятно находиться.
Но стоит отдать должное: из всех помоек Москвы эта окружена самым прекрасным архитектурным ансамблем!
Происхождение названия
Название улицы связано с историческим названием окрестностей: в прошлом Арбатом (Орбатом) называлась местность, расположенная к западу от Кремля между современными Знаменкой и Большой Никитской, при этом в 15-17 веках Арбатской улицей назывался не современный Арбат, а Воздвиженка.
Общепринятой версии о происхождении этого топонима не существует.
Согласно наиболее распространённой теории, предложенной русским археологом Павлом Строевым, корни названия восходят к монгольскому слову "арба" - "телега": в прошлом в районе Волхонки располагалась Колымажная слобода, где изготовляли различные повозки и телеги. Не менее популярна гипотеза, высказанная русским и советским историком Владимиром Трутовским, якобы слово "Арбат" произошло от арабского "рабад" (во множественном числе - "арбад"), означающего буквально "пригород", "предместье". Это слово вполне могло быть занесено в Москву торговцами с Востока и Азии.
В 1658 году указом царя Алексея Михайловича улицу переименовали в Смоленскую, но это название не прижилось и существовало лишь до 18 века.
История Арбата
В прошлом, на рубеже 15-16 веков, местность за современной площадью Арбатских Ворот называлась Вспольем и не была заселена. Отсюда начиналась Можайская дорога, соединявшая Москву с Можайском и Смоленском.
В 16 веке в начале Можайской дороги возникли поселения ремесленников, обслуживавших потребности великокняжеских конюшен: кузнецов, уздечников, седельников и других мастеров, чуть позже в окрестностях появились и стрелецкие слободы. Изначально застройка была очень рыхлой и бесформенной; оформиться как улица Арбат смог только к 17 веку, получив начало у Арбатских ворот Белого города и завершение у одноимённых ворот Земляного.
Вплоть до 18 века Арбат оставался "рабочим пригородом": помимо Конюшенной и нескольких стрелецких слобод здесь появилась Плотничья слобода, а также небольшие Иконная и Царицына слободки; однако, в 1736 году улица выгорела при городском пожаре, и её характер изменился: Арбат был расширен, и на нём стали заводить городские усадьбы представители известных дворянских фамилий. Долгорукие, Гагарины, Ростопчины, Шереметевы, Толстые, Голицыны, Трубецкие - улица стала по-настоящему аристократическим местечком, здесь строились особняки и практически не было коммерческих зданий. После пожара 1812 года Арбат стал ещё более камерным: в новой застройке улицы преобладают одно- и двухэтажные особняки с бельэтажом и мезонином, окружённые садами. Но постепенно население улицы меняется: старую аристократию сменяет разночинная интеллигенция, домовладения начинают выкупать купцы, и к концу 19 века застройка Арбата становится более плотной, а помимо особняков здесь появляются многоэтажные доходные дома, рестораны и другие коммерческие заведения, в числе которых - открывшийся в 1872 году трактир "Прага" (ныне - легендарный ресторан).
К началу 20 века улица теряет свою камерность, но становится более оживлённой: в 1880-х по Арбату пустили линию конки, а в 1908 году - электрический трамвай.
Советские годы довольно сильно изменили облик Арбата: многие здания были перестроены, особняки и доходные дома превратились в коммуналки. В 1930-1950-х годах улица являлась государственной трассой, по которой кортеж Иосифа Сталина проезжал в Кремль, поэтому за ней пристально следили спецслужбы, а "неблагонадёжных" жильцов выселяли. К 1980-м население Арбата отличалось удивительной пестротой: здесь проживала старая московская интеллигенция и селились высокопоставленные чиновники, но в то же время в местных коммуналках жили приезжие рабочие и неблагополучные москвичи. В 1974-1986 годах был реализован проект реконструкции Арбата в пешеходную улицу (8 лет заняли проектирование и подготовка, а непосредственно благоустройство прошло в 1982-1986), в ходе которого на нём уложили плитку и установили фонари и лавочки, а фасады домов отреставрировали и окрасили в исторические цвета.
Не все москвичи одинаково восприняли пешеходизацию Арбата; говорят, поэт Булат Окуджава (один из известных жителей района), увидев новые фонари, остроумно отметил: "Арбат офонарел!" (такое выражение действительно существовало, но кто именно впервые его произнёс - доподлинно неизвестно).
После распада СССР Арбат превратился в лубочно-помоечного вида туристическую улицу: на нём открылось множество сувенирных магазинов, ломбардов и обменников; кто во что горазд они портили фасады кричащими вывесками и растяжками, и за всем этим буйством Арбат как-то потерялся. В последние несколько лет улица постепенно приближается к адекватному облику (в частности, фасады расчистили от излишней рекламы), но в целом Арбат по-прежнему остаётся клоакой с кучей сомнительных контор и заведений, словно застрял в 90-х и никак не хочет окончательно с ними расстаться.
Однако, культовости улицы это не убавило: она тесно связана с именами Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Антона Чехова, Марины Цветаевой, Булата Окуджавы и других известных людей, которые добавляют в её историю романтики.
Современный Арбат - одна из популярнейших достопримечательностей Москвы наравне с Кремлём и Красной площадью, с которой в обязательном порядке знакомятся посещающие Москву туристы. Улица привлекает людей своей исторически сложившейся романтической атмосферой, а также рядом архитектурных памятников, среди которых ряд жилых и доходных домов и городских усадеб (Хованского, Тестовых, Р. Тургенева), дом Общества русских врачей, "дом с рыцарями", театр имени Вахтангова и другие.
Кроме того, на улице установлены памятники Булату Окуджаве, Александру Пушкину и Наталье Гончаровой, а также фонтан "Принцесса Турандот". На углу с Кривоарбатским переулком расположена стена Цоя, исписанная фанатами музыканта, которые стали собираться здесь после его гибели.
Арбат находится в одноимённом районе Москвы. Добраться до него можно пешком от станций метро "Арбатская" и "Смоленская" Филёвской и Арбатско-Покровской линий.
Alex White: Арбат, изначально незаселенная местность в Москве, по сути пустошь, вероятно названная в честь изготавливаемых там, либо уставленных там специальных телег называемых с персидского языка и тюркских языков как Арба, но Арба в множественном числе т.е. Арбы например с языков близких к Москве мордвы(Мокша,Эрзя) называется как Арбат без изменений, также например как если бы эта местность была бы уставлена тачками, то слово тачка было бы заимствованным и местность называлась бы с языков мордвы(Мокша,Эрзя) как Тачкат, а если телегами, то Телегат, а если машинами, то Машинат, кстати машина, а точнее автомобиль по-турецки Арба. Это неудивительно, ибо взаимопроникновение языков происходило всегда, но то, что слово Арба персидское или тюркское совсем не значит, что наименование местности Арбат целенаправленно было дано персами или тюрками, ибо у них нет прямого перевода слова Арбат, а у мордвы(Мокша,Эрзя) есть прямой перевод слова Арбат, что означает Арбы, т.е. специальные телеги. Как напоминание, Москва даже по общепринятой истории находилась на территории финских народов, в частности финского народа Мещера, говорившего на языках мордвы(Мокша,Эрзя).
01.10.2024, 07:46
|