Северный речной вокзал
Северный речной вокзал Московского речного пароходства - один из двух речных вокзалов Москвы, расположенный на левом берегу Химкинского водохранилища.
Здание выполнено в виде огромного корабля с высокой мачтой-шпилем, который венчает пятиконечная звезда. Звезда не совсем обычная - в 1935-1937 годах она находилась на Спасской башне Московского Кремля, после чего её решили заменить рубиновой; серп и молот инкрустированы уральскими самоцветами. Высокий шпиль сделан отнюдь не для декора: в башне установлен механизм, с помощью которого шпиль со звездой можно было спускать ниже, когда заканчивалась навигация, и поднимать, когда она возобновлялась - несмотря на аварийное состояние здания, эта традиция практиковалась до самых недавних пор и прекратилась буквально несколько лет назад. Чуть ниже шпиля на башне установлены куранты, привезённые из Воскресенского собора Волоколамска (их точный возраст неизвестен, но принято считать, что им не менее 200 лет), а основание башни украшено скульптурами рабочих, крестьян и солдатов.
Ко входу в здание вокзала ведёт широкая лестница. Вход украшен фарфоровыми медальонами работы советского скульптора-керамиста и художницы Натальи Данько-Алексеенко, на которых изображены архитектурные сооружения, наиболее значимые события советской истории и зарисовки из будущего: например, первый полёт над Северным полюсом, Московский Кремль, станция метро "Киевская" и так и не построенный Дворец Советов. Майоликовые панно при входе так полюбились людям, что стали одним из самых узнаваемых и известных архитектурных элементов здания.
Северный речной вокзал построен в стиле сталинского ампира по проекту архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского при участии скульптора Ивана Ефимова и художницы Натальи Данько-Алексеенко. Сам по себе он является одним из узнаваемых символов Москвы, и вполне заслуженно: ведь именно он по сути сделал столицу "портом пяти морей" - впервые это крылатое выражение, ставшее одним из общеизвестных идентификаторов Москвы, произнёс Иосиф Сталин в связи с открытием канала имени Москвы, через который с Северного речного вокзала стало возможно добраться в Чёрное, Белое, Балтийское, Азовское и Каспийское моря. Строительство вокзала, как и канала имени Москвы (в то время - канал Москва - Волга), было завершено в 1937 году, и уже 15 июля 1937 года по каналу была открыта первая постоянная навигация. Об этом историческом событии напоминают надписи, сделанные у центрального входа по обе стороны вокзала: "1933 ВОЛГА = МОСКВА 1937". Таким образом была подчёркнута роль канала, который помог обводнить Москву-реку за счёт вод Волги и дал московским судам удобный выход к морям.
К сожалению, до наших дней Северный речной вокзал дошёл в удручающем состоянии - за годы эксплуатации невероятной красоты здание превратилось практически в руину, декоративные элементы стали обрушаться. Реконструкция вокзала началась лишь в 2010 году, и до сих пор не завершена.
К зданию Северного речного вокзала примыкает большой парк.