Новый Арбат
Новый Арбат - одна из наиболее известных городских улиц, ставшая самодостаточной и популярной достопримечательностью Москвы; если Тверскую принято считать главной улицей столицы, то Новый Арбат с его узнаваемыми высотками был спроектирован и построен как витрина советских достижений, суперсовременный проспект 1960-х.
Длина улицы составляет 1,5 километра: начинаясь от площади Арбатские Ворота и Бульварного кольца, она проходит до площади Свободной России, где переходит в Новоарбатский мост.
Архитектурный ансамбль Нового Арбата впечатляет: его доминантами стали 9 высотных зданий, образовавших коридор вдоль широкой магистрали. На нечётной стороне улицы разместились 4 дома-книжки, объединённых общим стилобатом протяжённостью 850 метров с огромными витринами на пешеходную зону, на чётной - 5 более простых сдвоенных башен. В конце Нового Арбата, ближе к Новоарбатскому мосту, находится ещё одно символичное высотное строение - здание СЭВ, выполненное в форме трилистника. Вдоль улицы также сохранился ряд исторических зданий: ресторан "Прага", церковь Симеона Столпника, особняк Эмилии Федотовой, а также здания советского и современного периодов, но прежде всего Новый Арбат ассоциируется именно с высотками. Улица неплохо благоустроена: на широких тротуарах, вымощенных крупной гранитной плиткой, обустроена прогулочная зона с торговыми павильонами и озеленением, для освещения которой установлены красивые современные фонари. Любопытной точкой притяжения стала "самая длинная лавочка Москвы" протяжённостью около 300 метров, размещённая вдоль стилобата домов-книжек в центральной части улицы, а в конце Нового Арбата разбит красивейший Новоарбатский сквер.
Стилобатную часть высоток занимают различные кафе и магазины с яркими большими витринами, поэтому современный Новый Арбат может похвастаться оживлённой общественной и торговой жизнью.
История Нового Арбата
В прошлом на месте современной магистрали существовала сеть небольших улочек и переулков с плотной застройкой, в том числе - знаменитая Собачья площадка.
Фактически история Нового Арбата началась в 1935 году, когда в Генеральном плане реконструкции Москвы утвердили строительство проспекта для соединения центра города с новыми районами на западе. Новая магистраль должна была пройти от площади Арбатские Ворота до площади Дорогомиловская Застава, частично параллельно старому Арбату, поэтому при проектировании для неё использовали рабочее название Новый Арбат (Новоарбатский проспект), но оно не было утверждено официально. Однако, реализовать задумку сразу не смогли: в то время силы были брошены на масштабную реконструкцию и застройку Тверской улицы, а потом началась Великая Отечественная война, и строительство магистрали отложили.
К идее вернулись лишь в 1960-х. В 1962-1963 годах по очищенной от застройки трассе магистрали проложили проезжую часть, и сразу после этого началась застройка новой улицы. Своим модернистским архитектурным ансамблем Новый Арбат обязан группе архитекторов, среди которых Михаил В. Посохин, Ашот Мндоянц, Владимир Свирский, Шаген Айрапетов и другие; застройка и благоустройство были выполнены в едином стиле, и новая магистраль стала довольно новаторским фрагментом городской среды для советской Москвы. В 1963-1970 годах вдоль чётной стороны улицы возвели 5 жилых 24-этажных сдвоенных домов-башен, между которыми разместились 2-этажные торговые здания, вдоль нечётной - 4 административных 26-этажных здания, напоминающие открытые книги, а в конце улицы появилось здание СЭВ в виде трилистника. Дома-книжки на нечётной стороне объединил общий стилобат, в котором разместились магазины, рестораны и кафе, и часть улицы превратилась в модную торгово-пешеходную зону.
Фото: строительство высоток на проспекте Калинина, 1967, pastvu.com
Изначально новая магистраль была объединена с Воздвиженкой и получила название проспект Калинина, хотя в народе участок проспекта от площади Арбатские Ворота до Садового кольца чаще называли Новым Арбатом. Впоследствии проспект Калинина был ликвидирован: в 1990 году Воздвиженка вновь была выделена в отдельную улицу, а в 1994 оставшаяся часть проспекта была переименована в улицу Новый Арбат, и её официальное название наконец-то сошлось с более распространённым народным.
Проспект Калинина стал новым парадным въездом в центр города: современные высотки образовали вдоль него коридор, после проезда по которому открывался вид на Троицкую башню Кремля. Любопытно, что горожане приняли новую улицу неоднозначно: сам по себе проект нареканий не вызвал, но уничтожение значительных участков исторической городской среды при его реализации вызвал отторжение, многие сочли новоарбатские высотки чужеродным элементом в исторической части столицы. Писатель Юрий Нагибин назвал Новый Арбат "вставной челюстью Москвы", и москвичи охотно подхватили и популяризировали это презрительное прозвище.
После распада СССР на улице наступил упадок, в 1990-х и 2000-х годах некогда инновационное общественное пространство выглядело довольно жалко: часть зелёных насаждений была вырублена, тротуары превратились в хаотичную парковку. Тем не менее, и тогда Новый Арбат продолжил развиваться: в частности, были построены жилые комплексы "Арбат Тауэр" и "Новый Арбат, 27", а также многофункциональный комплекс "Новый Арбат, 32".
В 2016 году улица была благоустроена, тротуары вымостили гранитной плиткой и озеленили, а парковочное пространство было упорядочено и приведено в порядок.
В наши дни Новый Арбат - уже не витрина градостроительных достижений, и едва ли его можно считать инновационным городским пространством, однако, "вставная челюсть Москвы" по-прежнему остаётся одной из наиболее популярных достопримечательностей города. На картах туристов он стал такой же обязательной к посещению точкой, как Кремль и Красная площадь.
Для горожан же Новый Арбат интересен обширной культурной программой: широкие тротуары часто становятся площадкой для городских фестивалей, в рамках которых здесь появляются интересные арт-объекты и проходят развлекательные мероприятия.
Новый Арбат находится в Арбатском районе Москвы. Добраться до него можно пешком от станций метро "Арбатская" и "Смоленская" Арбатско-Покровской и Филёвской линий.