Правда ли, что Москву хотели переименовать в Сталинодар?

После Октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны Россию захлестнул бум переименований: новая власть, стремясь закрепить свои успехи в топонимике, давала улицам, деревням и городам имена революционеров и коммунистов, а также любых идеологически правильных событий и явлений. Екатеринбург превратился в Свердловск, Екатеринодар - в Краснодар, Императорская Гавань - в Советскую Гавань, Вятка - в Киров. Петербург трансформировался в Ленинград, а Царицын стал Сталинградом.
Москву можно считать счастливицей - ей удалось сохранить своё историческое имя.
Тем не менее, идея переименования Москвы время от времени посещала головы советских чиновников: в частности, в 1930-х годах Москву предлагали переименовать в Сталинодар - в честь лидера Советского государства Иосифа Сталина.
Идея достигла пика в 1938 году, когда превращение Москвы в Сталинодар стал продвигать нарком водного транспорта Николай Ежов, незадолго до этого освобождённый от должности наркома внутренних дел. Согласно докладной записке, которую Ежов подал в Верховный Совет СССР, идея переименования принадлежит трудящимся Советского Союза.
К поданной записке Ежов приложил обращения, полученные им в период работы на посту наркома внутренних дел.
|
"Теперешняя социалистическая Москва, являющаяся колыбелью грядущего коммунистического общества, должна стать исторической вехой великой сталинской эпохи...
Гений Сталина является историческим даром человечеству, его путеводной звездой на путях развития и подъёма на высшую ступень. Поэтому я глубоко убеждён в том, что всё человечество земного шара нашей эпохи и всё человечество многих будущих веков с удовлетворением и радостью воспримет переименование Москвы в Сталинодар. Сталинодар будет гордо и торжественно звучать многие тысячелетия, ибо он понесёт в века торжество и гордость героических побед нынешних поколений, и миллионы беззаветно преданных делу коммунизма людей в этом торжестве будут видеть плоды своей борьбы, своего труда.
И каждый гражданин нашей Родины будет горд тем, что имя великого Сталина будет прославлено на скрижалях города, являющегося колыбелью мирового коммунизма".
Из обращения члена ВКП(б) Д. Зайцева к наркому внутренних дел СССР Николаю Ежову, 28 декабря 1937 года |
Среди прочих обращений выделяется стихотворение, написанное москвичкой Е.Ф. Чумаковой.
|
"Мысль летит быстрей, чем птица,
Е.Ф. Чумакова |
На основании обращений был составлен проект постановления о переименовании Москвы в Сталинодар, направленный в Президиум Верховного Совета СССР и Политбюро ЦК ВКП(б), однако, его решительно не приняли: предложение было отвергнуто самим Сталиным, который высказался против переименования.
На самом деле, история со Сталинодаром выглядит достаточно скользкой: дело в том, что в 1937-1938 годах карьера Николая Ежова стала потихоньку скатываться под откос, и есть основания полагать, что идея переименования Москвы в Сталинодар, основанная якобы на обращениях трудящихся, выдвинута им для укрепления собственных позиций.
Так или иначе, переименовывать Москву в Сталинодар не стали, а Ежова в 1940 году приговорили к расстрелу по обвинению в подготовке государственного переворота и, помимо прочего, мужеложстве.