Всемирный день без автомобиля - ежегодная акция,
которая проходит по всему миру 22 сентября. Цель акции - продвижение
идеи минимизации использования личного автотранспорта в пользу пешего и
велосипедного способов передвижения и использования общественного
транспорта.
Москва включилась в акцию в 2008 году, и с тех пор
День без автомобиля с каждым годом набирает всё новые обороты. В этом
году для проведения акции было закрыто движение по 5 центральным
бульварам столицы: Рождественскому, Сретенскому, Чистопрудному,
Покровскому и Яузскому - на временно отданных пешеходам улицах прошёл
ряд красочных тематических мероприятий, одним из которых стала выставка-ретроспектива общественного транспорта, разместившаяся в районе Тургеневской площади.
Экспонатами выставки стали несколько троллейбусов и автобусов, колесивших по Москве в прошлом: давнем и не очень.
Автобус ЗИС-8 производился на Автозаводе имени Сталина и заводе "Аремкуз" с 1934 по 1941 год. На московских маршрутах такие машины встречались до 1951 года. Внутри расположено 21 сидячее место - стоячие, судя по всему, не предусмотрены.
Троллейбус МТБ-82Д выпускался Тушинским машиностроительным заводом и заводом имени Урицкого (ЗиУ) с 1949 по 1961 год - на этот же период пришлись и годы его эксплуатации.
На приложенной табличке сказано, что в 50-60-х годах 20 века МТБ-82Д был самым распространённым типом троллейбуса в СССР.
Внутри МТБ-82Д находилось 40 мест для сидения. Стоит отметить, что троллейбус оборудован чрезвычайно узкими входными дверями, но меня больше всего удивили окна в кабине водителя - они кажутся такими маленькими!
Автобус ЛАЗ-695 изготовлялся на Львовском автобусном заводе в 1956-1958 годах. Внутри находится 28 мест для сидения. Интересной деталью представляется остекление в верхней части корпуса, переходящее на крышу: благодаря расположенным сверху окнам в салоне светло и просторно.
Интересно, что в приложенной к автобусу табличке сказано, что максимальная скорость ЛАЗ-695 - 75 км/час, но спидометр в водительской кабине расчерчен аж до 120 - так было положено по ГОСТ. Забавно было бы посмотреть на автобус, рассекающий по городским улицам со скоростью 120 км/час!
СВАРЗ-МТБЭС - городской троллейбус, выпускавшийся на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе (СВАРЗ) с 1957 по 1964 год. Троллейбус, эксплуатировавшийся на улицах Москвы вплоть до 1975 года, вмещал 41 место для сидения пассажиров.
К слову о ГОСТ на спидометры: у СВАРЗ-МТБЭС он тоже расчерчен до 120 км/час, хотя максимальная скорость (как указано на табличке) составляет всего 45 км/час.
Позади кабины водителя стоит странное приспособление, в которое уже успели накидать мелочи: как я понял, эта штука предназначалась для продажи билетов.
Остекление салона троллейбуса напоминает остекление его украинского коллеги, ЛАЗ-695: такие же небольшие окошки в верхней части корпуса, переходящие в крышу, делают его светлым и уютным как в солнечную, так и в пасмурную погоду.
Благо во время посещения выставки я успел увидеть и ту, и другую :)
Автобус ЛиАЗ-158В выпускался на Ликинском автобусном заводе с 1960 по 1966 год. На маршрутах Москвы машина встречалась до 1979 года.
В салоне расположено 38 мест для сидения, но в общей сложности автобус вмещал 60 человек.
Троллейбус ЗиУ-5Г изготовлялся на заводе имени Урицкого с 1966 по 1968 год.
Вмещавшая 38 мест для сидения машина находилась в эксплуатации до конца 1980-х годов - можно сказать, троллейбус ходил ещё совсем недавно :) Кстати, сейчас по столице активно колесят "наследники" ЗиУ - теперь они называются "Тролза" ("Trolza").
В общем, скромная по количеству экспонатов выставка вышла очень даже интересной: в каждый из автобусов и троллейбусов можно было зайти, походить по салону и даже посидеть на пассажирских сиденьях, а в некоторых не возбранялось даже посидеть в кресле водителя - особенно активно этим почётным местом интересовались дети.
Один только вопрос терзал мой молодой ум после посещения выставки: как же так получилось, что такие красивые машины умудрились эволюционировать в то невнятное квадратное нечто, что ездит по улицам сейчас? Ч
удно и чудн
о.