Изначально выставка "Дизайн упаковки. Сделано в России" проходила в ЦВЗ
"Манеж" и должна была завершиться 25-го июня (выставка работает с 19-го
апреля), но с 18-го июня экспозиция переехала в выставочный зал "Рабочий
и Колхозница" и была продлена до 18-го августа - в связи с высоким
интересом публики.
Основу выставки составили яркие образцы
отечественной упаковки (как дореволюционной, так и советской, и даже
современной), на примере которых наглядно показано, как менялись стили и
традиции её оформления со временем. А менялись они порой весьма радикально, ведь
каждая новая эпоха привносила в дизайн упаковки свои взгляды и свою идеологию.
Выставка разместилась на 4 этаже выставочного комплекса "Рабочий и Колхозница". Большинство экспонатов находится у стен - таким образом, пройдя от входа по часовой стрелке, можно ознакомиться с историей дизайна упаковки в хронологическом порядке: сначала царская Россия, затем Советский Союз, и в конце - современная Россия. И да, интересных экспонатов здесь действительно много: отобрать самые-самые было очень сложно :)
Начинается экспозиция с двух туесов (большого и малого) и корзины. Они сделаны из бересты, причём корзина и малый туес из неё сплетены.
Данные предметы изготовлены во второй половине 20-го века, однако, плетёные корзины можно считать самой древней формой упаковки: они использовались человеком ещё в эпохе палеолита, ну а плетёные туески можно считать её уникальным древнерусским вариантом.
Сосуды из керамики, стекла и прочих материалов появились гораздо позже.
Над туесками висят аптечные ярлыки конца 19-го - начала 20-го веков.
На фото ниже: пивная бутылка (конец 19-го - начало 20-го века, завод Игнатищева в Харькове), кувшин для ликёра, винные этикетки "ром", "мадера", "рябиновая" конца 19-го века, а также банка "А.В. Чичкин" и 2 банки "Икра. Братья Елисеевы" конца 19-го века (Товарищество М.С. Кузнецова).
Упаковки для папирос, табака и пороха, конец 19-го - начало 20-го века.
Банка "Лучшая икра", конец 19-го - начало 20-го века.
Коробка "Карамель В.И. Жукова", конец 19-го - начало 20-го века. Вот уж не думал, что в дореволюционной России тоже любили изображать заводы на такой далёкой (в плане смысла, а не происхождения, конечно) от них продукции :)
Впрочем, и коробки для пива для нашего дикого века неведомы.
Коробка для пива "Петербург" (1986 год, Калинкинское пивоваренное товарищество) и пивная бутылка (конец 19-го - начало 20-го века, Акционерное общество Шопен в Вильно).
Следующий стенд весьма меня порадовал: я думал, это какие-нибудь рашн совенирз с Арбата или с Воробьёвых гор приволокли, но нет - оказалось, раньше такими матрёшками тоже баловались :)
Фигурные банки "Купец" и "Купчиха" в форме матрёшки изготовлены в начале 1900-х годов (товарищество Эйнемъ), равно как и упаковка для кондитерских изделий в виде мандарина. Упаковочная коробка в форме бочонка и банка для икры "Лучшая икра" в виде бочки изготовлены в конце 19-го - начале 20-го века.
Кондитерская коробка начала 20-го века (кондитерская Фабрика Ф.Т. Кудрявцева) украшена изображением городских типов средневековой Руси, аналогичная по дате изготовления коробка кондитерской фабрики торгового дома И. и А. Кочетовых демонстрирует изображение зимнего пейзажа (дизайнер - Иван Билибин).
Между ними - кондитерская банка "Хоровод", 1936-1948 года. Несмотря на то, что "Хоровод" изготовлен гораздо позже обоих своих соседей, их объединяет одна деталь - русский стиль, который был очень популярен в оформлении упаковки на рубеже 19-го и 20-го веков.
Что меня больше всего порадовало - в жестяные коробки в конце 19-го - начале 20-го века могли положить что угодно, даже соломку. Сейчас для такой "мелочи" и картон за счастье :(
Интересным выглядит набор коробок для чая конца 19-го - начала 20-го века. На самом деле, те, что с павлином, весьма похожи и на некоторые современные.
Одной из наиболее запоминающихся частей экспозиции для меня стал стенд с фигурными бутылками конца 19-го - начала 20-го века: "Медведь", "Медведь с бочонком", "Турок на барабане", "Балалаечник" и другие.
Особенно забавно выглядят бутылки, выполненные в форме бюстов Пушкина и Тургенева: вот уж не подумал бы, что идея распивать водку из великих писателей могла зародиться в умах дореволюционной России. Если бы кто-то додумался до этого сейчас - честное слово, ни капли не удивился бы, а тогда - странно даже :)
Однако, пора перейти к советской эпохе.
Жестяная банка для бульонных кубиков начала 20-го века содержит инструкцию по способу их применения: раньше я думал, что подобные рецепты на упаковках - детище нашей эпохи, и потому жестяной предок современных картонных коробочек стал для меня чем-то неожиданным и удивительным.
На том же стенде - пивная бутылка "Трёхгорное пиво" (начало 20-го века), банки из-под кофе (1930-е года) и какао "Золотой ярлык" (1920-1940-е года; Моссельпром, фабрика "Красный Октябрь").
Для полноты ощущений сверху висит рекламный плакат того же "Трёхгорного пива", изданный Моссельпромом.
Как вы, наверное, догадались, над плакатом поработали Александр Родченко и Владимир Маяковский.
Рядом разместилось ещё одно рекламное объявление их работы: "Нами оставляются от старого мира только папиросы "Ира", придуманное в 1923 году; Родченко выступил в роли дизайнера, Маяковский сочинил текст.
Маяковский и Родченко активно участвовали в разработке упаковок и рекламных объявлений того времени. Кроме их совместных работ, на выставке представлены и раздельные.
Серия этикеток для карамели "Красная звезда" (Государственная кондитерская фабрика "Красный Октябрь", 1924-й год) была разработана Маяковским: как текст, так и рисунок. Каждая этикетка содержит небольшой стишок и тематический рисунок - современной публике, конечно, рисунки кажутся невероятно нелепыми.
Рядом с карамельками Маяковского можно увидеть эскизы этикетки для папирос "Огонёк" (1924-й год) и сыра "Комамбер", нарисованные Родченко. Смотреть на такие эскизы удивительно, потому что на первый взгляд они похожи на детские рисунки, что подталкивает к разным развесёлым мыслям.
В 1930-1950-х годах оформление упаковки и рекламы подвергается жёсткому идеологическому контролю, государство внедряет принципы социалистического реализма: на упаковках появляются портреты вождей, советская символика, изображения новых советских граждан (спортсменов, колхозников и рабочих), новые архитектурные памятники Москвы и прочие советские достижения.
Ну и учёные, конечно: этикетка для печенья "Тимирязев" появилась чуть раньше, в 1923-м году; дизайнером был опять же Александр Родченко.
А вообше интересно: в царской России пили из Пушкина и Тургенева, в Советской поедали Тимирязева. Дела творились, в общем :)
На одном из ближайших стендов разместился целый набор коробок для грузинского чая, выпущенных в 1940-1950-е года, а также банка для монпансье "Сказка о царе Салтане" тех же годов и коробка для папирос "Казбек" 1930-1980-х годов (Табачная фабрика "Ява").
Грузинскому чаю был посвящён и другой стенд. "Вищий сорт" неимоверно порадовал :)
Соседний стенд радует упаковками для духов "Красный мак" 1960-1970-х годов (оригинальный дизайн разработан в 1937 году) парфюмерными банками и коробками 1930-1940-х годов и парфюмерной бутылкой в форме штофа (ТЭЖЭ - Трест "Жиркость") 1920-х годов.
К вопросу о духах - немного нарушу хронологию! - знаменитая "Красная Москва" (1970-е), о которой ходит так много былин и анекдотов, на выставке тоже представлена. Рядом с разными косметическими штучками 1960-1970-х и кувшином для ликёра 1950-1960-х годов.
Очень пышно выглядят коробки для шоколадных конфет, посвящённые 300-летию воссоединения Украины с Россией 1950-х годов.
Рядом с коробками - бутылка "Портвейн" 1940-х годов (Трест АРАРАТ, Московский завод).
На соседнем стенде тоже развивается конфетная тематика: коробка для шоколада "Наша марка" (кондитерская фабрика "Красный Октябрь", 1950-1960-е года), коробка для шоколадного набора "1947 г. 3 августа, воскресенье. Всесоюзный день железнодорожника" (кондитерская фабрика имени Микояна, 1947-й год), коробка для конфет "Театральный набор" (кондитерская фабрика "Рот Фронт", 1958-й год) и коробка для кондитерских изделий "Письмо. Новогодний привет!" (4-я Государственная конфетная, шоколадная фабрика, 1938-1 год).
Коробка "Письмо. Новогодний привет!" очень меня удивила и порадовала - надо же, до какой интересной штуки в 1938 году додумались!
Чуть выше упоминалось, что внедрение принципов социалистического реализма в оформление упаковки привело к появлению на ней в том числе новых архитектурных памятников Москвы - собственно, вот они, наряду с традиционными представлены на коробках и банках для конфет 1950-1980-х годов.
Наряду с видами Кремля и Красной площади на коробках стали появляться павильоны ВДНХ и новые московские высотки.
На следующем стенде - духи 1950-1970-х годов, точнее коробки и флаконы для них: "Каменный цветок", "Сказка о царе Салтане", "Дымок", "Чёрный ларец", "Пиковая дама".
Особенно меня заинтересовала упаковка для духов "Каменный цветок" - очень мило, красиво и интересно.
Более знакомые даже для тех, кто с Советским Союзом знаком только по книгам и фильмам, объекты - молочные бутылки (1950-1980-е года) и банка "Молоко сгущёное" (1930-1980-е года), а также пакеты для молока (1967), жирного кефира (1960-1970-е) и сливок (1960-е) и коробки для сыров "Угличский" (1950-е) и "Советский" (1960-е).
Сразу обращает на себя внимание форма пакетов для молока, кефира и сливок - это та самая знаменитая "пирамидка", по которой принято ностальгически грустить.
Рядом гордо высится нечто абсолютно для меня дивное - гранёная бутылка (1940-1950-е года). На правах соседей с ней сосуществуют бутылки "Пиво двойное золотое" (1950-1960-е года) и "Газированный напиток лимонный" (1960-1970-е года), а также кронен-пробки со знаком качества (1970-е) и банка для карамели "Молочная капля" (1960-1970-е года).
Ну и, конечно, различная табачина, которой посвящено 2 стенда.
Первый демонстрирует коробки для трубочного табака "Капитанский" и "Золотое руно" (1950-е), сигар "Москва" (1950-1960-е) и папирос "Белорусские", "Спутник", "Таллин", "Казань" и "Богатыри" (1950-1960-е года).
На втором можно увидеть упаковки для сигарет "Таллин", "Полёт", "Любительские", "Золотое руно", "Белая ночь", "Ленинградские", "Чайка" и "Октябрьские" (1960-1970-е годы).
Одни из знаковых экспонатов выставки - упаковка для шоколада "Алёнка" (фабрика "Красный Октябрь", дизайнер А. Геринас, 1966) и сахарная голова (1967), выпущенная к 50-летнему юбилею Октябрьской революции.
Рядом расположились банки для ириса "Золотой ключик" и "Golden key" (экспортный вариант) 1960-х годов, а также кондитерская банка "Лимонно-апельсиновые корочки" (кондитерская фабрика П.А. Бабаева, 1960-1970-е года).
Коробки для карамели "Сказки Пушкина" (1967-1976-е года) и конфет "Синяя птица" (1973) и "Советский цирк" (1970-е).
Голый мужик на коробке для карамели "Сказки Пушкина" весьма порадовал.
Соседний стенд демонстрирует, опять же, преимущественно конфетные и прочие кондитерские коробки 1960-1980-х годов.
Здесь примечательны коробка в форме матрёшки для шоколадно-молочных конфет "Ассорти" (фабрика "Красный Октябрь", 1966) и коробка для конфет "Птичье молоко" (кондитерская фабрика "Рот Фронт", 1970-1980-е) - первая ввиду оригинального внешнего вида, вторая - из-за широкого распространения. Конфеты и торты "Птичье молоко" можно найти в магазинах и сейчас - хотя это, конечно, совсем не то, что было в то время, но как иллюстрация всенародной любви к "Птичьему молоку" вполне прокатит.
Вообще, на выставке наблюдается некоторый перевес в сторону упаковки для различных кондитерских изделий, в то время как упаковка для технических приспособлений представлена довольно скудно. Но всё же представлена!
Коробки для электрической бритвы "Чайка", заводной бритвы "Спутник", машинки для бритья и фотоэлектрического экспонометра "Ленинград-2" 1960-1970-х годов.
На стене уютно пристроились этикетки для грузинских вин (1950-1960-е года): "Мукузани", "Тетра", "Эрети", "Хванчкара", "Киндзмараули", "Цинандали", "Твигили", "Саперави" и "Салхино".
Не обошла тенденции в оформлении упаковки стороной и тема космоса, так популярная в Советском Союзе в 1950-1970-е годы.
На посвящённом теме космоса стенде представлены коробки "Спутник", "Орбита" и "Восток", банка "47 октябрь", коробка для сигарет "Лайка", банка для халвы "Лайка" и коробка для конфет "Белка и Стрелка - космические путешественники", выпущенные в 1950-1970-х годах.
Ну и Олимпиада-1980, разумеется, дала свой "эффект".
На фото ниже: флакон для одеколона "Миша" (фабрика "Северное сияние", Ленинград, 1980), коробка конфет "Москва-80" (кондитерская фабрика "Гомель", 1980) и коробка для магнитной ленты "Свема" (Шоскинский производственный объект "Свема", 1980).
Коробка "Мозаика олимпийская" (1980) - эдакий суровый советский пиксель-арт.
На соседнем стенде с двумя банками "Октябрь 50 лет" (1967) и двумя же банками для монпансье (1960-е) сосуществует коробка для магнитной игры "Тактика" (1980-е). Как я понял, "Тактика" представляет собой нечто вроде шашек, только с несколько иными правилами.
Упаковкам игр и игрушек посвящён отдельный стенд, на котором можно увидеть коробки для игрушечных автомобилей "Москвич" и "Волга" (1983), коробку для головоломки "Кубик Рубика" (1980-е года), коробки для набора "Юный фокусник" (1970-1980-е года) и коробку для игры "Электроника" (1980-1990-е года).
На стене обнаружились этикетки к детским игрушкам и конфетам 1940-х годов: "Пластилин", "Кот в башмаке", "Детский мяч", головоломка "Три пути", "Черепаха", "Шагающий заяц" и драже "Морские камешки с изюмом".
Чуть дальше стену украшают уже просто этикетки для конфет 1960-1970-х годов: "Красный мак", "Антракт", "Балтика", "Ночка", "Белочка", "Грильяж", "Мокко", "Тузик" и "Метеор", а также этикетка "Газированный вишнёвый напиток" тех же годов.
Банки для печенья, монпансье, новогоднего подарка и прочей кондитерщины 1950-1960-х годов неожиданно обошлись без кучи идейно-социалистических заморочек.
Кофе ("Натуральный без цикория", "Натуральный растворимый", "Растворимый", "Летний"; 1970-е), какао ("Золотой ярлык", "Какао порошок с сахаром", "Серебряный ярлык"; 1960-1980-е), коробка для прессованного сахара (1990-е) и коробка для индийского чая (1990-е).
Коробка для мучных изделий "Макароны. Высший сорт" нагнетает ужас своими размерами.
Причудливым особнячком стоят на отдельном стенде банки для сыпучих продуктов 1980-х годов.
Отдельного внимания заслуживает упаковка для подарочных шоколадных наборов "Кремлёвская ёлка" (1966-1991).
У меня, кстати, тоже такая коробка дома есть :)
Этикетки, коробки и флаконы для одеколонов 1970-1980-х годов как бы намекают, что в отечественном дизайне упаковок появились какие-то новые тенденции
Ну а дальше начинается то, что нам и без выставки должно быть знакомо: пакеты для сока "J-7" (1990-е) и макет упаковки для крекеров.
Так выставка потихоньку подошла к современной эпохе, что тоже довольно интересно, хоть она и маленькая.
Упаковка для муки "Рязаночка" (Студия Артемия Лебедева, 2010), серия упаковок для круп "Ярмарка Платинум" (2009).
Консервированная груша "Vegda" (2006), помидоры и капуста "Vegestory" (2008) и оливки и томаты "Выгода" (2010).
В статье я упомянул лишь малую долю интересных экспонатов: описать все, пусть даже и вкратце, попросту не представляется возможным. В общем, выставка весьма интересная, и я рекомендовал бы её посетить.
На момент посещения мною цена билета на "Дизайн упаковки. Сделано в России" составляла 250 рублей (20 рублей для льготных категорий). Сейчас выставку можно увидеть в выставочном комплексе "Рабочий и Колхозница", где она пробудет до 18 августа, после чего, видимо, закроется.