С 4 по 29 ноября в ГУМе проходит автомобильная выставка "ГАЗ: Герои своего времени", посвящённая истории автомобилей ГАЗ и их роли - порой немаловажной - в истории страны.
Экспозиция
выставки не может похвастаться масштабами и размером (в неё включено
менее десятка автомобилей, и это понятно: магазин-таки не гараж), но
может быть интересна широкому кругу посетителей: здесь можно увидеть
уникальный гоночный ГАЗ ГЛ-1 ("Гоночная Липгарта"), легендарную "Победу"
и другие интересные автомобили, а также личные вещи конструкторов ГАЗ,
фото и награды.
Автомобили ГАЗ приехали в ГУМ не просто так:
"В конце 1920-х годов, задолго до того, как 1 января 1932 года автогигант начал свою работу, в здании ГУМа располагался автомобилестроительный филиал Государственного института по проектированию новых металлозаводов («Гипромез»). Именно в залах ГУМа советские инженеры изучали устройство Ford, А и Ford АА. В марте 1929 года здесь создавался эскизный проект Горьковского автозавода, а советские специалисты изучали конструкцию автомобилей."
|
Так что ГУМ это не только огромный торговый комплекс, построенный ещё при царях-императорах, но и колыбель отечественного автопрома - во всяком случае, одна из колыбелей. Неожиданно!
Экспозиция начинается с ГАЗ-4: двухместного пикапа грузоподъёмностью до 400 килограммов, способного развивать максимальную скорость до 90 км/час. Автомобили активно эксплуатировались Красной Армией в качестве тачанок. ГАЗ-4 - модификация базовой модели ГАЗ-А, первого массового легкового автомобиля в СССР: с 1932-го по 1936 год было выпущено 41 917 моделей ГАЗ-А и 5265 ГАЗ-4.
Следующий автомобиль - ГАЗ-М-415 - грузопассажирский пикап, созданный на базе ГАЗ-М-1. Легендарная "Эмка" и её модификации стали олицетворением первых советских пятилеток. Максимальная скорость, которую способен развивать автомобиль ГАЗ-М-415 составляет 105 км/час.
Модель производилась в 1936-1942 годах: всего было выпущено более 5000 экземпляров.
Далее посетителей встречает ГАЗ-ГЛ-1 ("Гоночная Липгарта" - в честь главного конструктора ГАЗ Андрея Липгарта), при виде которого у большинства посетителей расширяются глаза, потому что многие даже и не предполагали, что в Советском Союзе того времени (1938-1940) выпускали такие лютые спорткары. На самом деле, ГЛ-1 стал первым отечественным гоночным автомобилем; максимальная скорость, развитая на нём инженером-испытателем Аркадием Николаевым, составила 161,87 км/час.
На заводе было разработано 2 модификации автомобиля - планировалось начать и третью, но началась Великая Отечественная война, и работа была прекращена. В пылу войны все построенные ГЛ-1 оказались утрачены, а конструктор автомобиля Евгений Агитов совершил самоубийство, поэтому работа над отечественным спорткаром так и не продолжилась. На выставке представлена современная реконструкция автомобиля, выполненная по архивным документам и фотографиям.
Следующая машина - ГАЗ-АА, полуторатонный грузовой автомобиль ("Полуторка"), первый отечественный грузовик конвейерной сборки. Модификации "Полуторки" (в том числе и ГАЗ-ММ 1938 года) производились с 1932 по 1949 год и нашли применение во всех отраслях народного хозяйства: на их базе выпускались как автобусы, так и полугусеничные вездеходы.
"Полуторки" широко использовались и во время войны: на них из блокадного Ленинграда по "дороге жизни" было вывезено свыше 500 000 человек.
После "Полуторки" посетителей выставки ждёт другой легендарный автомобиль - ГАЗ-М-20 "Победа". Модель выпускалась в 1948-1958 годах: "Победа" стала первым советским автомобилем, который пошёл ещё и на на экспорт.
На базе М-20 создавались такси, кабриолеты и даже подобия внедорожника - всего было выпущено более 241 тысячи автомобилей.
Преемник "Победы" - ГАЗ-М-21 (позже ГАЗ-21) "Волга" - тоже стал культовым автомобилем. На базе "двадцать первой" были разработаны автомобили такси, санитарные автомобили и автомобили специальных служб, машина часто мелькала и в советском кино.
С 1956 по 1970-й год было выпущено почти 640 тысяч автомобилей.
Последний автомобиль, представленный "целиком и полностью", пока ещё не успел стать легендарным, но, возможно, всё ещё в будущем: производство ГАЗ-A21R22 "ГАЗель NEXT" стартовало лишь в апреле 2013 года.
Максимальная скорость нового автомобиля составляет 134 км/час, отмечается, что при его разработке были использованы лучшие технические решения.
Помимо автомобилей, в экспозиции представлены другие относящиеся к истории ГАЗ предметы: вещи директоров и конструкторов завода (в том числе Дьяконова и Липгарта), интересные старые фотографии и кино-плакаты.
Примечательными на фоне прочих мне показались краги и очки автогонщика-испытателя и символический ключ зажигания от ГАЗ-4301 - первого грузового автомобиля с дизельным двигателем воздушного охлаждения (выдан подшефному совхозу завода в 1984 году).
Некоторые другие известные модели ГАЗ представлены в миниатюре: уменьшенные копии автомобилей разместили в эдаких небольших инсталляциях, демонстрирующих сценки из их типичной жизни. ГАЗ-ААА лихо скачет по барханам, ГАЗ-24 "Волга" в обличии такси смиренно ожидает гостей Олимпиады-80 у Ярославского вокзала, внедорожник ГАЗ-69 поднимает целину, ну а ГАЗ-12 ЗИМ гордо стоит у Дворца Съездов, ожидая респектабельных пассажиров. Особнячком стоит танк Т-70 - оказалось, во время Великой Отечественной войны Горьковский автозавод стал арсеналом боевой техники, и на его мощностях стали выпускать лёгкие танки, бронеавтомобили и самоходные орудия.
На общем фоне выделяется инсталляция, посвящённая ГАЗ-3302 "ГАЗель" (старт производства - 1994 год). На первый взгляд стенд подписан невероятно тщеславно - "Как ГАЗель всю страну из кризиса вывезла", но при подробном рассмотрении становится понятно, что вообще-то примерно так и есть. На стенде с помощью моделей зданий и прочей городской инфраструктуры выстроен целый небольшой район, в котором легко угадываются знаковые московские и общероссийские приметы 1990-х годов: вещевой рынок в Лужниках, хаотичные палатки с фруктами и другими товарами, ларьки кооперативов ("Звёздный", "Василёк", "Ромашка"), буйная реклама - в том числе с предложениями о купле-продаже ваучеров и вступлении в пирамиду МММ. А вокруг всей этой вакханалии - "ГАЗели": медицинские, полицейские, грузовые; не обошлось без оранжевой машины аварийной службы и характерных жёлтых маршруток. Посыл инсталляции в том, что недорогая новая модель позволила обновить автопарк страны на этапе перехода к рыночной экономике и тем самым дала возможность решить проблемы зарождающегося бизнеса, пассажироперевозок и многие другие.
В общем, выставка "ГАЗ: Герои своего времени", хоть и не может похвастаться особой широтой экспозиции, весьма наглядно показывает, что автомобиль может быть не только средством передвижения, роскошью или объектом для "догнать и перегнать", но и реальным двигателем прогресса в стране - какой бы государственный строй она в это время ни исповедовала. Ну а остальное - приложится! ;)