Моспрогулка: Народный музей московского Метрополитена. Блог о Москве и её примечательностях.

ГЛАВНАЯ » МЕСТА » МУЗЕИ » Народный музей московского Метрополитена
Народный музей московского Метрополитена
В одном из вестибюлей станции метро "Спортивная" расположился небольшой, но очень уютный музей, экспозиция которого истории этого-то самого метро и посвящена.

Многие о нём не знают, и хотя станция может похвастаться большим пассажиропотоком, в музее тихо и почти безлюдно.
Зато людей здесь работает на удивление много - я ожидал увидеть какую-нибудь дореволюционную старушку, но ожидания не оправдались: персонала было аж несколько человек, и ни одного из них язык не повернётся назвать стариком. Так что плотность сотрудников на квадратный метр тут даже выше, чем во многих других музеях :)

Полное его название звучит так: Народный музей московского ордена Ленина и ордена трудового красного знамени метрополитена имени В.И. Ленина. В общем, так сходу и не запомнишь, поэтому при рассказе я буду называть его просто - музей метро.
Появился он в 1967 году по инициативе ветеранов метрополитена и активной поддержке Зинаиды Троицкой, которая тогда была заместителем начальника московского метрополитена.

Сразу за входной дверью посетителей встречает зал с цифрами различных количественных показателей московского метро. Некоторые меня поразили (шутка ли - перевезти более 183 миллиардов пассажиров!), а некоторые порадовали - пришло же людям в голову пересчитать ступени на эскалаторах! :)
Народный музей метро
Народный музей метро
Следующий зал не менее информативен, но более конкретен и богат на экспонаты. В центре зала, как и полагается музею метрополитена имени В.И. Ленина, поставили конструкцию с бюстом Владимира Ильича :)
Народный музей метро
Народный музей метро
Но имя Ленина московскому метро дали не сразу.
Изначально метрополитен носил имя Л.М. Кагановича, который, будучи первым секретарём Московского комитета ВКП(б), курировал закладку и строительство первой его очереди.
Указ о присвоении московскому метрополитену имени В.И. Ленина был подписан 25 ноября 1955 года в связи с окончанием строительства ленинградского метрополитена и особыми заслугами московского, который за 20 лет работы сумел зарекомендовать себя образцовым советским метрополитеном.

Истории в музее отведено значительное место, и начинается рассказ с древнего "предка" метро - трамвая.
Народный музей московского метрополитена
Оказалось, что строительство "городских внеуличных дорог большой скорости" в Москве обсуждалось ещё на рубеже 19-20 веков, но договорённость так и не была достигнута. Возобновившимся в 1910 году работам по проектированию помешала Первая Мировая война, а вот в 1924 дела передали тресту Московских Городских Железных Дорог, который в те годы "рулил" московскими трамваями.

В 1931 году на июньском пленуме ЦК ВКП(б) было решено немедленно начать подготовительные работы, чтобы в 1932 году приступить к самому строительству.

"Под землёй товарищ крот
До ушей разинул рот.
Электричество гудет,
Под землёй трамвай идет.

Во Москве-реке карась
Смотрит в дырочку сквозь грязь.
Под землёй быстрей налима
Поезда проходят мимо."

Дети, проходя мимо стенда с этими четверостишиями Владимира Маяковского о проекте метро МГЖД, громко смеялись над товарищем кротом и карасём :)

Инструменты у первых строителей метрополитена были незамысловатые.
Народный музей московского метрополитена: инструменты рабочих
Но они не унывали и день за днём строили метро, стараясь работать всё эффективнее и быстрее.

Газета с фотографии ниже интересна не только данными о награждении инициаторов стахановского движения Орденом Ленина и статьёй о потомственном пролетарии Иване Ивановиче Иванове, но и самим своим названием - "Советский Метро".
Раньше метро было не оно, а он, так как метрополитен - мужской род.
Народный музей московского метрополитена: газета "Советский Метро"
Ударников труда старались награждать, а тех, кто ими не был - стимулировать. Стахановское движение на метрополитене получило большое развитие в 1935-1941 годы.
Народный музей метрополитена
Далеко не последнюю роль играли и позитивные агитационные плакаты.
Народный музей московского метрополитена: агитационные плакаты
И построили! Сам видел.

Очень интересным оказался стенд, на котором история метро показана в билетах. Вот, например, картонные билеты для ручного контроля, датированные 1935 годом.
Народный музей московского метрополитена: картонные билеты для ручного контроля, 1935 год.
А вот эти билеты наверняка хорошо знакомы и вам. В дополнение к современным проездным не хватает разве что моей социальной карты, по которой тоже можно ездить в метро, оплачивая проезд за календарный месяц.
Народный музей московского метрополитена: современные билетыНародный музей московского метрополитена: современные билеты
Не менее интересно было посмотреть и на коллекцию значков, медалей и прочих подобных штук, посвящённых метрополитену.
Народный музей московского метрополитена: коллекция тематических значков
Нашлось даже два значка общественного инспектора по охране труда с моей "родной" ветки :)
Народный музей московского метрополитена: значок общественного инспектора по охране труда, депо "Планерное"Народный музей московского метрополитена: общественный инспектор по охране труда, депо "Выхино"
Значительная часть экспозиции посвящена метрополитеновцам, сражавшимся на фронтах Великой Отечественной войны и тем, кто помогал фронту другими посильными способами.

Следующий зал посвящён неотъемлемой части любого метрополитена - вагонам! Здесь меня больше всего заинтересовали модели.
Народный музей московского метрополитена: модели поездов
Народный музей московского метрополитена: модели вагонов
На стенах и стендах, что стоят вдоль стен, обнаружилось множество фотографий различных типов вагонов, ходивших по московскому метрополитену в разные отрезки времени. Все фотографии сопровождаются подробным описанием.
Народный музей московского метрополитена: макет вагона
Ну а если фото и модели вас не тронули, здесь есть ещё кое-что интересное - настоящая кабина машиниста! Всегда мечтали посмотреть, как устроено рабочее место человека, который каждый день проносится мимо вашей фигуры на платформе? В Народном музее метрополитена это можно устроить.
Народный музей московского метрополитена: кабина машиниста поездаНародный музей московского метрополитена: кабина машиниста поезда внутри
Народный музей московского метрополитена: старый турникетСледующий зал посвящён техническому обслуживанию метро. Именно здесь можно узнать, как обеспечивается стабильная работа сложнейшей системы, и посмотреть на оборудование, с которым приходится работать работникам метрополитена.

Начинается экспозиция со старого турникета, который, на мой взгляд, выглядит в сотни раз современнее и красивее тех турникетов, что устанавливают в вестибюлях сейчас.

Но это ещё не всё. На фото ниже (по центру) располагается электрический пост управления движением поездов, находившийся в эксплуатации с 1965 по 2009 год, а справа от него (у стены и на ней) - макет системы автоматического регулирования скорости с автоматической локомтивной системой.
Системы АРС-АЛС 2-4 поколений применяются в московском метрополитене и сейчас, а первые поколения начали внедрять ещё в 1973 году.
Работает эта штуковина по хитрому принципу: по рельсам навстречу поезду каким-то образом передаётся информация о максимально допустимой на участке скорости, зависящей от разных факторов (удаление от других составов и пр.), после чего информация высвечивается в кабине машиниста, а поезд автоматически снижает скорость.
Народный музей московского метрополитена: оборудование
А это механоэлектрический пульт управления движением поездов 30х годов 20 века, использовавшийся для организации движения поездов в пределах станции.
В описании указано, что наряду с электрическими командами в приборе использовались какие-то хитрые механические зависимости, исключавшие ошибочные действия персонала.
Народный музей московского метрополитена: механоэлектрический пульт управления движением поездов в пределах станции
Ещё один зал посвящён развитию метрополитена в дружественных нам на тот момент странах. Между прочим, развивался он не без помощи Советского Союза - даже поезда им поставляли!

Вообще, музей очень хороший, хоть и небольшой.
Чувствуется, что идее музея метрополитена стало тесновато в сравнительно небольших помещениях на 2 и 3 этажах станции "Спортивная" - ведь было бы интересно посмотреть и другие модели турникетов (ведь их тоже наверняка было много), и макеты разных вагонов, и ознакомиться с сообщениями в газетах того времени. А ещё было бы интересно увидеть экспозицию с макетами надземной части станций - ведь они все такие разные!

Впрочем, и без всего этого экспозиция выглядит достаточно познавательной - я, например, не знал, что поезд умеет сбрасывать и набирать скорость автоматически, руководствуясь получаемой информацией, и всегда думал, что на каждой станции диспетчеры секундомером засекают движение поездов и передают это в какой-нибудь диспетчерский центр, где куча других диспетчеров сверяют всё по часам, а потом кричат машинистам в рацию, где им нужно ускориться, а где - остановиться :) В общем, воображение рисовало некую монструозную диспетчерскую структуру.

Да и по части истории я тоже узнал много нового и интересного. Короче, если вы из тех, кто каждый день ездит на метро на работу, не посетить этот музей - просто грех смертный!



К тому же, попасть в музей можно бесплатно. Одно только огорчает - график работы многим покажется чрезвычайно неудобным, но тут уже ничего не поделаешь :)

Понедельник — с 10:00 до 16:30, вторник — четверг — с 9:00 до 16:30, пятница — c 9:00 до 15:00. Музей перестаёт работать на вход за полчаса до закрытия, и если вы не хотите остаться перед закрытыми дверями - вычтите из крайней цифры ещё 30 минут.
Суббота и воскресенье - выходные, последний понедельник каждого месяца — санитарный день. Подробности и изменения смотрите на сайте московского метрополитена.

Добавил: Михаил, 31.03.2012 | 10953 просмотров, 0 комментариев

Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 0
Ответ на пример с картинки (цифрами)*:


Пожалуйста, воспользуйтесь нашей стандартной формой добавления комментариев (выше), если хотите задать вопрос и получить ответ. Комментарии, отправленные через ВКонтакте, сложнее отследить, и мы можем не заметить их вовремя.








Моспрогулка
2011 - до сих пор

Копирование и распространение материалов сайта без ссылки на источник люто нас огорчает и портит карму тем, кто это делает.
Посетителям О сайте
Вход на сайт
Регистрация
Обратная связь
Вкратце о Моспрогулке
Соавторство
Новости сайта