С 30 ноября 2012 по 20 января 2013 года в
Московском музее дизайна, разместившемся в ЦВЗ "Манеж", прошла выставка
под интригующим названием - "Советский дизайн 1950-1980", которая
завоевала невероятную популярность среди самых разных социальных групп и
возрастных категорий.
Одни приходили сюда поностольгировать,
другие - узнать что-то новое из жизни, которой они не застали, третьим
же просто было интересно, что за зверь такой - советский дизайн; так или
иначе, почти все остались довольны.
Что касается лично меня, я на выставку пришёл с целью заполнить некоторые пробелы - мне, как человеку, который родился на сломе эпох и прожил в Советском Союзе менее полугода, многие предметы советского быта очень даже знакомы (да до сих пор советским миксером пользуюсь!), но бОльшая их часть прошла мимо меня.
Встречает гостей экспозиции праворульный экспортный "Москвич-408" 1964 года.
На прикреплённом информационном листе отмечается, что конструкторы "Москвичей", в отличие от их коллег по "Волгам" и "Жигулям", практически сразу стали ориентироваться на отечественные идеи, а не идти по путям, подобным западному.
"Москвич-408" стал первой по-настоящему успешной моделью завода, в том числе и заграницей, и его успех продолжил "Москвич-412", но в начале 1970-х годов государство начинает строительство ВАЗ в Тольятти, и "Москвич" начинает терять его поддержку, сталкиваясь с новыми трудностями. В 1975 году под руководством Игоря Зайцева на заводе разрабатывают передовой прототип "С-1", но новое руководство завода обращается к западным разработкам, и передовой дизайн прототипа адаптируется к новым условиям.
Рядом с "С-1" стоит мотороллер "Вятка ВП-150", выпускавшийся с 1957 по 1966 год. Прототипом детищу Вятско-Полянского машиностроительного завода послужил итальянский мотороллер "Vespa 150 GS" 1955 года.
Одним из первых экспонатов посетителей встречает автомат для продажи газированной воды 1975 года. Думаю, даже те, кто никогда не видел их в действии (я тоже отношусь к их числу), слышали великое множество хвалебных историй об этих автоматах :)
Рядом развивается тема олимпийского дизайна: на стене висят плакат "До новых встреч, Олимпиада!" (1980 год, художник М. Лукьянов) и набор пиктограмм справочно-информационной службы "Олимпиада-80".
Коллективом дизайнеров - В. Акопов, М. Аникст, В. Дьяконов, А. Крюков, И. Тихомиров, Б. Трофимов, А. Шумилин - в 1979 году были разработаны 239 знаков, помогающих иностранцам ориентироваться в городе. Система пиктограмм, выполненных с лёгкой долей юмора и позитивным окрасом, получила золотую медаль на биеналле прикладной графики 1982 года в Брно.
Олимпийская тематика представлена не только плакатом и пиктограммами: рядом можно посмотреть на спортивную экипировку (кроссовки прямо как современные!) и даже олимпийский факел. Вопросами факела занималось созданное в 1976 году Управление эстафеты олимпийского огня 1980: сначала изготовление поручили японцам (их вариант советским чиновникам не понравился), потом Ленинградскому машиностроительному заводу имени Климова, инженеры которого во главе с Б. Тучиным за месяц создали приемлемый вариант. Всего было выпущено 6200 факелов.
Помимо олимпийской, нельзя не коснуться и ещё одной важной для Советского Союза темы - конечно же, речь идёт об освоении космоса! Запуск первого искусственного спутника Земли, первый полёт человека в космос и прочие космические успехи страны повлияли и на тенденции советского дизайна: появились знаменитые часы "Ракета", множество тематических сувениров и многое другое.
Тема космоса повлияла и на бытовую технику, яркими примерами чего могут послужить стиральная машина "ЗАЯ-3" (1955) и пылесосы "Чайка" (1956), "Сатурн" (1962) и "УП-1" (1955).
Причудливым цветным островком стоят телевизоры: белый и красный - "Юность-406" (1987), синий и жёлтый - "Электроника Ц-401 М" (1984).
По сравнению с теми телевизорами, что можно увидеть в современных магазинах, набор цветов выглядит неожиданным.
Но есть ящики и покруче: телевизор Т-2 "Ленинград" (1953) был оснащён встроенным радиоприёмником, а при помощи специального адаптера на нём можно было воспроизводить граммофонную запись - прямо многофункциональное устройство :)
Рядом с монументальным "Ленинградом" стоит переносной телевизор "Москва" (1961).
Значительная часть выставки отведена близким коллегам телевизоров: звуковоспроизводящим устройствам.
Радиоприёмник "Звезда-54", выпускавшийся с 1954 года, отличался изысканным внешним видом, но его дизайн, к сожалению, не был советской находкой: его подсмотрели у французского "Excelsior-52".
Проигрыватель "Волга" (1957) и переносной транзисторный катушечный магнитофон "Романтик" (1965).
Радиола "Ригонда" (1967, дизайнер Адольф Ирбитэ) и портативные приёмники: "Атмосфера" (зелёный; 1959) и "Селга-405" (чёрный; 1977, дизайнер Адольф Ирбитэ).
Ну и по другую сторону звукобаррикад, так сказать-с, тоже кое-что представлено: электрогитара "Урал" модель 650 (1975; самая массовая электрогитара в СССР - произведено более 100 000 экземпляров), двухгрифовая электрогитара "Крунк" (1975) и электрогитара "Тоника (1969; одна из первых советских электрогитар)".
Весьма интересный стенд посвящён дизайну советской фото- и видеоаппаратуры.
Меня, конечно, больше заинтересовали фотоаппараты - тем более, что среди них был и один весьма занятный экземпляр: фоторужьё "Фотоснайпер ФС-Е" (1970-е, дизайнер В. Рунге). А я-то думал, что в "Простоквашино" про фоторужьё всё выдумка!
Ну и более традиционные формы.
Слева направо:
• Фотоаппарат "Зоркий-10" (1964, дизайнеры: В. Рунге, В. Шаблевич) - первый дальномерный автоматический фотоаппарат в СССР, удостоен золотой медали на Лейпцигской ярмарке.
• Миниатюрный зеркальный фотоаппарат "Нарцисс" (1961) - первая в мире зеркальная камера, использовавшая 16мм киноплёнку. Фотоматериал был дорог и малодоступен, и потому "Нарциссы" шли в основном на экспорт.
• Малоформатный панорамный фотоаппарат "Горизонт" (1967, дизайнеры: В. Рунге, В. Шаблевич) - имел вращающийся объектив; Красногорский механический завод имени С.А. Зверева был одним из всего лишь двух заводов в мире, который выпускал подобные фотоаппараты. Был удостоен золотой медали на Лейпцигской ярмарке.
И ещё раз слева направо:
• Фотоаппарат "Смена-8" (1975, дизайнер В. Цепов) - был прост в обращении и недорого стоил, благодаря чему к фотографии могли приобщиться и школьники. За 20 лет производства было выпущено более 21 миллиона таких фотоаппаратов, что сделало модель самой массовой в мире.
• Фотоаппарат "Ломо-компакт-автомат" (1983, дизайнер В. Цепов) - первая компактная фотокамера в СССР, не нуждающаяся в футляре. С 1983-го по 2000-й год (да, совсем недавно!) было выпущено более миллиона экземпляров, и по массовости аппарат занял второе место после "Смены-8".
• Опытный образец бокса для подводной съёмки (1990, дизайнер В. Цепов).
Фотоаппарат "Зенит-автомат" (1986, дизайнеры: В. Рунге, В. Шаблевич) был оснащён практически по последнему слову техники 1980-х годов: он обладал байонетным креплением объектива, электронно-управляемым затвором, режимом приоритета диафрагмы и новым светосильным штатным объективом.
Как видно на свидетельстве, дизайн фотоаппарата был высоко оценен на международной выставке "Дизайн в СССР", проходившей в Штутгарте (ФРГ) в 1987 году.
Однако, вернёмся ближе к народу :)
Сифон (1960-е) навеял мне ностальгию по детству - нет, сифона в моём постсоветском детстве, к сожалению, не было, но я часто видел их в советских детских фильмах и читал в рассказах Носова. А вот электрическая кофеварка (1968) стала для меня маленьким открытием - честно говоря, я думал, что в СССР таких кофеварок не было.
Рядом с сифоном и кофеваркой стоит спиральный электрообогреватель (1960-е); думаю, с таким девайсом знакома даже самая молодая публика: не секрет, что подобные обогреватели до сих пор активно используются на дачах и во многих учреждениях - на последних, разумеется, скрытно, ибо современные пожарники такое не приветствуют.
А вот чайный набор (1979, дизайнеры: А. Ермолаев, Г. Взоров), хоть это и опытный образец, сильно меня удивил: думаю, моё недоумение было заметно даже другим посетителям выставки. Дело в том, что у предметов набора совсем не было ручек, только выемки под пальцы! Обычно, когда я вижу подобные вещички в магазинах, то отношусь к ним снисходительно - мол, просто извращения современных типа продвинутых западных дизайнеров; я и подумать не мог, что такие эксперименты с привычной формой проводились в "дремучем" Советском Союзе.
Холодильник "ЗИС Москва", модель ДХ-2 (1953). Холодильник "ЗИС Москва", разные модели которого выпускались с 1951-го по 1956-й год, был первым советским бытовым холодильником послевоенного времени. За несколько лет выпуска было произведено около 600 000 таких холодильников.
Справа от холодильника висит киноплакат "Пора большого новоселья" (1959, художник М. Лукьянов), слева - эскизы тканей для фабрики "Красная Роза" (1950-1960-е года, дизайнер: В.К. Склярова). На прикреплённом листочке с информацией указан интересный факт: оказывается, в послевоенное время платье с цветочным эскизом по рисунку Скляровой имела примерно каждая пятая советская женщина. Левее эскизов представлено платье из набивной ткани (1970-е, дизайнер: Юлия Чинцова).
В небольшой "модной секции" наиболее интересными мне показались обложки журналов.
Журнал о советской культуре и жизни "Soviet Life" (1969) ежемесячно выпускался в США небольшим тиражом, а "в обмен" в Советском Союзе издавался журнал "Америка". В 1969 году коллекция Вячеслава Зайцева имела успех на показе в канадском Ванкувере: на обложке журнала изображены её эскизы и подпись "Вячеслав Зайцев - советский Ив Сен Лоран".
Журнал "Моды ткани" (1967) привлёк моё внимание яркой картинкой: надо же, вот не подумал бы, что на обложке советского журнала могла красоваться "гламурная", как сказали бы теперь, блондинка в розовом.
Ну и тематическая техника: швейная машинка "Тула", выпускавшаяся на Тульском машиностроительном заводе с 1955 года по начало 1980-х; одна из первых швейных машин в Советском Союзе с электрическим приводом.
Интересной представляется и тема мебели: после войны население пользовалось довоенной мебелью, но в конце 1950-х, когда стало набирать обороты типовое строительство, появилась потребность в более компактной и простой мебели, потому что с довоенной в новых малогабаритных квартирах было неудобно. Это же послужило толчком к разработке модульной мебели. В то же время, мебель можно было изготовить и на заказ, но эта услуга была малодоступна.
В общем, учитывая сохранность советского жилого фонда на долгие годы вперёд, для многих жителей нашей страны с тех пор ничего не изменилось - разве что изготовление мебели на заказ получило большее распространение, да выглядит современная мебель немного по-другому.
Над диваном висит киноплакат "Журналист" (1967, художник М. Лукьянов).
А в этом "уголке бюрократа" можно увидеть как раз выполненное по индивидуальному заказу кресло начала 1960-х.
Справа от кресла стоят телефоны спецсвязи 1950-1960-х годов, сверху на стене висит меткий плакат "Жду указаний из центра" (1989, художник Б. Ефимов).
Не обошли стороной и дизайн для детей: в основном он представлен на примере игрушек. Как отмечается в прикреплённом к одному из стендов информационному листу, советская игрушка должна была быть воспитывающей и развивающей, и потому создавалась на научной основе. В Загорске даже существовал НИИ игрушки - именно оттуда вышли знаменитые неваляшки.
Игрушки пропагандировали советские достижения, но вместе с тем производители ориентировались на количество, а не качество - многие хорошие игрушки были дорогими, и проблема их недостатка решалась через популяризацию самодельных. Многие советские игрушки были направлены на получение ребёнком знаний из различных сфер.
Впрочем, ближе к делу :) Мне до умиления понравился деревянный "КамАЗ" (конец 1970-х) - думал, где-нибудь поблизости обязательно найдётся и железный грузовик "ЗИЛ", который радовал меня и многих моих друзей в детстве, но его, к сожалению, не нашлось.
Автомобильная тематика представлена ещё кое-чем - детский педальный автомобиль "Москвич" выпускался с 1959-го по 1991-й год. Указано, что автомобиль весом всего 13кг мог развивать скорость до 8 км/час, но это была достаточно дорогая игрушка.
Будучи ребёнком, я увидел такой "Москвич" в каком-то фильме и не мог в него не влюбиться, но до визита на выставку так ни разу и не видел его живьём.
Ещё один примечательный авто-экспонат - модель автомобиля "ЗИМ-115" с дистанционным управлением (1960-е). Опять же, для меня это ещё одно маленькое открытие - в моём постсоветском детстве все машинки с дистанционным управлением в магазинах были исключительно китайскими, и я даже не задумывался, что когда-то это было не так.
Рядом с машинкой лежит модульный радиоконструктор "Электроника" Т 802 (1970 год): из предложенных "кубиков" можно было собрать до 30 различных устройств, простых и более сложных.
Игровые автоматы представлены одной спортивной моделью: механический игровой автомат "Баскетбол" (1970-е). Отмечается, что советские игровые автоматы, появившись в 1970-х годах, быстро появились во многих парках, кинотеатрах и гостиницах, став доступным развлечением для детей и взрослых: игра стоила всего 15 копеек.
А вот и знаменитые неваляшки! Первая модель была придумана в загорском НИИ игрушки в 1958 году; она обладала уникальным механизмом, который возвращал игрушку в исходное положение и проигрывал мелодию. Отмечается, что идея русского "Ваньки-встаньки" была позаимствована из японской культуры.
Но самое главное, конечно - учиться, учиться, учиться... :)
Ещё одним тематическим детским аксессуаром, правда, предназначенным для использования не детьми, а с детьми, стала детская коляска 1960-х годов.
Следующая интересная тема, которой касается выставка - дизайн упаковки. Отмечается, что в СССР упаковка была не средством конкурирования, а способом информирования населения и пропаганды. При Министерстве пищевой промышленности существовал комбинат "Союзпродоформление", который в 1950-1980-х годах задавал упаковку большинству пищевых комбинатов страны: именно его талантливые художники создавали лицо советской упаковки.
Бутылки для кефира и треугольный пакет для молока - достаточно известные примеры дизайна советской упаковки.
И ещё одни характерные для советского упаковочного дизайна экспонаты, знакомые всем с детства: шоколад "Алёнка" (1966, дизайнер: А. Геринас; изначально выпускался без изображения девочки, позже был проведён конкурс, и была выбрана предложенная А. Геринасом фотография) и Russian vodka - этикетки для водки "Столичная" (конец 1950-х, дизайнер В.А. Яковлев).
Последнее, о чём я хотел бы рассказать вам по поводу выставки (не потому последнее, что не понравилось, а потому что по смысловому наполнению так вышло), это ВНИИТЭ и разрабатывавшиеся в нём проекты.
Выставка посвящена дизайну, и в информационных листах, прикреплённых рядом с экспонатами, частенько попадалась интересная информация касательно развития дизайна в тех или иных отраслях; на одном из таких листов я и прочитал о ВНИИТЭ: оказалось, что в начале 1960-х годов дизайн в СССР фактически стал частью политики, и в 1962 году был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). Институт занимался исследованиями и внедрением методов художественного конструирования, а также определял требования дизайна к тем или иным изделиям.
ВНИИТЭ пропагандировал качественный дизайн и издавал единственный в СССР ежемесячный журнал по дизайн-проектированию - "Техническая эстетика"; обложки журнала можно было увидеть на одной из стен.
Например, во ВНИИТЭ занимались разработкой специальных автомобилей для такси - к тому времени в западных странах такси уже имели специальные автомобили, а советский таксомоторный парк состоял из различных не предназначенных для этого специально машин.
Другими интересными проектами ВНИИТЭ, представленными на выставке, были макет СВЧ-печи "Электроника СП-27" (1989, дизайнер Н. Григорьев) и модель снегохода (1980-е, дизайнеры: Н. Коптелин, А. Попов). Ни микроволновка, ни снегоход в производство не пошли.
В общем, для меня выставка была более чем познавательна: я не только узнал о том, как развивался и почему стал именно таким дизайн некоторых знакомых советских вещей, но и открыл для себя ряд неожиданностей, о которых даже не задумывался.
Помимо прочего, мне безумно понравилось, что в описании к экспонатам были указаны разные важные детали (завод-изготовитель, фамилии дизайнеров и художников и т.д.), которые на других выставках почему-то любят опускать, представляя экспозицию в обезличенном виде. Правда, и тут не без загвоздок - иногда экспонаты находились в одном месте, а описание к ним - в другом, где-то неподалёку, но это лишь маленькая неурядица.
Полагаю, для Московского музея дизайна это было весьма достойное начало - надеюсь, в будущем мы увидим ещё много интересных выставок от него.