Скульптура из песка долгое время оставалась для
меня областью неизведанного: я слышал, что из него можно что-нибудь
слепить, но полагал, что это всё глупо и несерьёзно. В самом деле,
разве можно рассматривать песок в качестве полноценного материала?
Ещё как можно! В руках умельцев песок превращается в настоящие шедевры, и
скульптуры из него по внешним качествам ни в чём не уступают своим
собратьям из "серьёзных" материалов. До недавних пор я в этом сомневался, но после осмотра экспозиции "Святая Русь" все мои сомнения как ветром сдуло.
О выставке я узнал совершенно случайно - проходил неподалёку, да и услышал передаваемое через громкоговоритель объявление; скульптуры расположились в небольшом павильоне на Всехсвятском проезде, позади памятника Александру II, который установлен возле Храма Христа Спасителя. Как я понял из найденной позже информации, "Святая Русь" находится здесь уже не первый год, превращаясь в выставку "Соединение двух стихий песка и льда" в зимний период.
В плане соединения двух стихий выставка особо не выдаётся, но вот песочная её часть (т.е. сама "Святая Русь") выглядит весьма впечатляюще: мне поначалу даже не верилось, что в таком маленьком на первый взгляд павильоне уместились такие масштабные и монументальные работы. Это было удивительно, и казалось, что здесь не обошлось без какого-нибудь стенораздвигательного волшебства.
Первая скульптура - даже целая скульптурная композиция! - которая бросается в глаза каждому вошедшему посетителю, называется "Ледовое побоище" и изображает его же.
Фигуры поражают своей детальной проработанностью.
Центральная фигура композиции - князь Александр Невский на коне, разящий тевтонских и ливонских рыцарей своим мечом.
Но рыцарям и без того худо - их сжимают льды Чудского озера.
Как гласит легенда, лёд Чудского озера не выдержал веса доспехов захватчиков, и те стали проваливаться в воду, что дало русскому войску большое преимущество. Современные историки сомневаются в том, что это действительно имело место быть: говорят, что вес полной экипировки тевтонских рыцарей был сопоставим с весом доспехов русского дружинника, да и опыт ведения войны в таких условиях у них уже был, так что весьма сомнительно, что рыцари могли так глупо накосячить.
Как бы там ни было, скульптура впечатляет.
Князь сражается не в гордом одиночестве, и рядом с ним запечатлены русские воины, сурово продвигающиеся вперёд, защищаясь щитами.
С другой стороны скульптуры расположились фигуры князя Владимира и Андрея Первозванного.
Удивительно, но разные фигуры композиции выполнены разными авторами: Александр Невский - Ray Villafane (США) и Oscar Rodriguez Vila (Испания), тевтонские и ливонские рыцари - Романом Подгорным (Москва) и Pedro Mira (Португалия), князь Владимир и Андрей Первозванный - Андреем Важинским (Украина).
Выходит, над скульптурой трудилась целая международная команда, и, видимо, они настоящие мастера своего дела, если в результате у них получилось великолепное целостное произведение. Скульптура вышла динамичной - как будто рассматриваешь не неподвижные фигуры, а живое действие, и персонажи вот-вот начнут двигаться не в воображении, а по-настоящему.
Следующая скульптура изображает Андрея Рублёва, сидящего перед Храмом Покрова на Нерли и иконой Святой Троицы его же работы.
Фигура Андрея Рублёва выполнена Владимиром Кураевым (Москва), Храм Покрова на Нерли - Николаем Ждановым (Москва) и Вадимом Грядовым (Екатеринбург), икона Святой Троицы Андрея Рублёва - Вадимом Грядовым (Екатеринбург).
В следующей масштабной скульптуре нашла отражение ещё одна знаменитая битва - Куликовская. Песочный Дмитрий Донской разит воинов Орды мечом не менее лихо, чем Александр Невский - рыцарей.
Позади князя стоят песочные же Серафим Саровский и Сергий Радонежский. Серафим Саровский изображён с медведем - существует легенда, что святой кормил лесных зверей, и те его слушались, в том числе и медведь, который частенько пугал приходящих к святому людей своим видом, и тот призывал его уйти.
Улыбнули лица разимых Дмитрием Донским ордынцев и никем не разимых, но странных русских воинов.
Фигура Дмитрия Донского выполнена Владимиром Кураевым (Москва), воины Золотой Орды - Анатолием Луниным (Москва) и David Billings (Канада), Серафим Саровский - Анатолием Луниным (Москва), Сергий Радонежский - Андреем Важинским (Украина).
Напротив стоит песочный киотный крест. Такими крестами по традиции принято было украшать ворота в города, входы во дворы и жилища, перекрёстки дорог.
Остальная часть выставки посвящена выдающимся российским деятелям более поздних эпох. Эти скульптуры менее масштабны, но выполнены на столь же высоком уровне.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), будучи известным русским учёным и поэтом, сидит в окружении мензурок, химических трактатов, поэтических очерков и книг.
Александр Васильевич Суворов (1730-1800), великий русский полководец, лихо скачет на коне, размахивая саблей.
Скульптура показалась мне весьма забавной: выглядит так, словно Суворов, напившись (на трезвую голову руку так хитро не извернуть!), решил саблей нарубить гигантских брокколи для ухмыляющегося коня.
Рядом на пушке восседает Михаил Илларионович Кутузов (1745-1813). На правах компании рядом с Кутузовым стоят Михаил Богданович Барклай-де-Толли (1761-1818) и Пётр Иванович Багратион (1765-1812).
Кутузов, Барклай-де-Толли и Багратион - выдающиеся российские полководцы, герои Отечественной войны 1812 года.
Фёдор Фёдорович Ушаков (1745-1817), известный флотоводец, русский адмирал, изображён на фоне Андреевского флага. По изогнутой волной верхней кромке флага плывут корабли, а чуть ниже изображены корабли потопленные - видимо, это символизирует победы русского флота.
Фигурой адмирала Ушакова песочная часть экспозиции завершается - как я уже говорил ранее, зимой выставка превращается в "Соединение двух стихий".
Стихия льда, к сожалению, представлена не так широко, как песка: ледовых произведений представлено всего 2. В первом из них суть соединения отразилась более всего: это песочно-ледовые часы, намекающие посетителям, что наступил 2013-й год.
Второй представитель стихии льда выглядит куда интереснее: это ледовый "макет" Кремля. Печаль печальная заключается в том, что ледяной Кремль находится на отгороженной части павильона, в эдакой комнатке, и рассмотреть его можно только через небольшое застеклённое окошечко.
Подводя итоги, хочу заметить, что выставка произвела на меня исключительно положительное впечатление: я не только был приятно удивлён монументальностью и масштабом представленных песчаных скульптур, но и узнал много нового о жанре в целом - уж теперь-то я вряд ли усомнюсь в его культурной ценности! :) В прошлом я не единожды пропускал подобные выставки, полагая, что это какой-то бред, но теперь, увидев своими глазами экспозицию "Святая Русь", я понимаю, насколько такие выводы были преждевременны.
Кроме того, не подкачала и организация: например, фотографировать не только можно, но и приветствуется - при входе даже предупреждения висят, мол, фотографируйте на здоровье! У нас такое тёплое отношение к фотографированию пока что редкость, и потому это очень приятно.
В общем, горячо рекомендую увидеть в живую. Плата за вход на текущий момент: 200 рублей - полная, 100 рублей - льготная; думаю, разочарован не будет никто :)