ГЛАВНАЯ » СОБЫТИЯ » Выставка советских новогодних игрушек в МВЦ "Рабочий и колхозница" |
Выставка советских новогодних игрушек в МВЦ "Рабочий и колхозница"
В
московском выставочном центре "Рабочий и колхозница" (выставочные
площади расположены под самой статуей, в пьедестале) с 27 декабря 2011
года по 5 января 2012 прошла (точнее, ещё проходит) выставка советских
новогодних украшений. Помимо самих ёлочных игрушек, на выставке также
представлены новогодние открытки, конверты и различные тематические
аксессуары. Советские
игрушки до сих пор украшают нашу новогоднюю ёлку, и многие, наверное,
согласятся со мной в том, что большинство современных украшений,
доступных рядовым гражданам в магазинах, и в подмётки им не годятся.
Может быть, во мне опять заговорила моя сентиментальность, но украшая
ёлку, я чувствую душу в каждой советской шишечке и шарике, хотя сам при
СССР пожить не успел. В общем, не посетить эту выставку я не мог. Тем более, что нынешние новогодние праздники отметились приятной акцией - многие музеи и выставочные дома стали работать бесплатно для посетителей, и МВЦ "Рабочий и колхозница" попал в их число. Ёлочные игрушки расположены (развешены/расставлены) в прозрачных стеклянных стендах, на большинстве из которых висят листочки с информацией. Информацию с листочков я буду выделять курсивом.
Серия ёлочных украшений по мотивам сказки Джанни Родари "Чиполлино" выпущена в 1960-е годы, когда книга была переведена на русский язык. Правитель Лимон, Чиполлино, Чиполлоне, адвокат Зелёный горошек, доктор Артишок и другие персонажи - эти игрушки отличает скульптурность и реалистичная роспись.
Ёлочные игрушки по мотивам сказок А.С. Пушкина выпущены к 150-летнему юбилею великого поэта. Наиболее популярные игрушки из этой серии - "Старик с неводом" из сказки "Золотая рыбка", персонажи из "Сказки о царе Салтане".Скупая надпись гласит: "Ёлочные украшения, выпущенные в 1940-50-х гг."
Моё скромное имхо: флажки - роскошная штука. Очень жаль, что их теперь не часто встретишь. Раньше нас учили делать подобные флажки и различные цепочки из цветной бумаги в детском саду - интересно, сейчас такая практика сохранилась?
Ёлочные украшения "Навершия" в форме пики связаны с дизайном военных касок времён кайзеровской Германии: пикообразные верхушки для ёлок делались именно там.
Ох уж эти шишки - наверняка у большинства из читающих сейчас эти строки завалялась где-то хотя бы парочка ;) Ёлочная игрушка "Колокольчик" выпускалась в 1970-е гг.
Украшения из толстого стекла изготовлены в первой половине XX века. Так как стекло в те времена было толстым, со свинцовым покрытием изнутри, то и вес у игрушек <был> довольно значительным. В основном, игрушки изображают сов, листья, шары.
Игрушки из клееного картонажа изображают домики, фонарики, бонбоньерки, корзиночки и т.д. Они изготовлены по следующей технологии: картон вырублен по контуру раскроя высечками, и склеен столярным клеем. Отделочным материалом служит бумага разных сортов и текстиль.Картонажные ёлочные украшения, представленные в экспозиции, изготовлены в технике "Дрезденский картонаж", который появился на рубеже XIX-XX веков.
В нашей стране, после 1920-го года, картонажные ёлочные игрушки изготавливались в частных мастерских и представляли собой два склеенныхкусочка картона с лёгкой выпуклостью в виде рисунка. Их покрывали фольгой, серебристой или цветной, а затем раскрашивали с помощью распылителя порошковыми красками. Как правило, фигурки изображали героев русских народных сказок "Колобок", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", "По щучьему велению", а также зверей, рыб, бабочек, птиц, автомобили, корабли, звёзды и т.д.
Картонажные ёлочные украшения выпускались в СССР до 1980-х годов.
Ёлочные игрушки из папье-маше изготавливались до середины XX века (папье-маше - бумажная масса, смешанная с клеем, гипсом или мелом и покрытая для блеска и плотности бертолетовой солью). В основном фигурки изображали людей, животных, птиц, грибы, фрукты и овощи.
Гирлянды из флажков были очень популярны в 1930-40-х годах. Они изготавливались из цветной бумаги с отпечатанным многоцветным рисунком.
Игрушки в виде фруктов, ягод (виноград, клубника, малина, персики, лимоны) изготавливались после Великой Отечественной войны.
В шестидесятых годах, в эпоху правления Хрущёва, преобладали игрушки сельскохозяйственной тематики: баклажаны, томаты, лук, фасоль, горох, помидоры, морковка и - кукуруза, початки всех размеров и цветов.Монтажные игрушки 1920-50-х годов изготовлены методом сборки стеклянных трубочек и бусинок с помощью проволоки. Смонтированы игрушки в виде подвесок, парашютов, аэростатов, самолётов, звёзд. Технология изготовления монтажных ёлочных игрушек пришла к нам из Богемии, где появилась в конце XIX века.В ёлочных украшениях нашёл отражение окружающий нас животный мир - мишки, зайчики, белочки, лисички, птички придают новогодней ёлке особую прелесть. Выпущены в 1950-60-х годах прошлого века.
В конце 30-х годов выпущена серия ёлочных украшений на восточную тему. Тут и Алладин, и старик Хоттабыч, и восточные красавицы... Эти игрушки отличает восточная филигранность форм и ручная роспись.
Какой Новый Год без заснеженной избушки, ёлки в лесу и Деда Мороза. Скульптурные формы избушек, стилизация под покрытую блестящим снегом крышу создают неповторимое новогоднее настроение. Выпущены в 1960-70-х годах.
Ёлочные украшения, изображающие предметы быта - чайники, самовары, начали появляться в 1940-х годах. Их отличают текучесть формы и ручная роспись яркими красками.
Подставочный Дед Мороз из папье-маше; подставочным его называют потому, что его нужно устанавливать под ёлкой :) С 1960-х годов в СССР стали получать распространение пластмассовые подставочные Деды Морозы. Кстати, под небольшой ёлкой у меня на рабочем столе стоит Дед Мороз, сделанный из чего-то вроде пенопласта. Символы советского государства появлялись на ёлочных игрушках ещё с 1920-х годов, ну а позже они стали изображать ещё и явления технического прогресса и общественной жизни: после полёта Юрия Гагарина в Космос была выпущена серия игрушек "Космонавты", а после московской Олимпиады-80 вышло много игрушек на спортивную тему, в т.ч. "Олимпийский Мишка". Подлинный расцвет советской новогодней открытки наступил в 1950-60-х годах. Увеличилось количество сюжетов: появились такие мотивы, как освоение космоса, во время которого Дед Мороз сменил тройку на самолёт или космическую ракету, в зимних пейзажах изображались поезда с надписью "БАМ" и башни Кремля.
Очень интересная идея, кстати - печатать на открытках достижения технического прогресса. Приятно, наверное, знать, каких успехов твоя страна достигла за прошедшее время, и попытаться прикинуть, каких может достичь в наступающем году :)
Сейчас, когда у нас всё стало частным и этот дух общности пропал, подобные идеи открыток, конечно, кажутся немыслимыми :(
Сказочные сюжеты, впрочем, ничем не хуже.
В общем, интересные экспонаты на выставке попадаются. Поглазеть есть на что, короче говоря :)
А вот организация меня огорчила. Взять хотя бы самое элементарное - в чём вообще была цель выставки? Если просвещение, то тут организаторы облажались - на листочках, конечно, написано интересно, да вот только окромя даты никаких данных по сути нет. В каком городе они произведены? На каком заводе? Кто рисовал эскизы, кто выдувал первые образцы? В состав СССР входили разные республики и народы, а игрушки, очевидно, производились не на одной единственной фабрике - было бы очень интересно посмотреть всё это и сравнить. Где все эти данные? Если целью ставилось создание интересной выставки в тему новогодней атмосферы, то где атмосфера-то? Всё очарование растерялось по стеклянным шкафчикам, а ведь можно было подойти к вопросу творчески - например, те же флажки можно было повесить на стену, а пригодными к использованию игрушками украсить хотя бы пару небольших ёлочек.
В итоге - ни просвещения, ни новогоднего настроения выставка не несёт, и интерес пробуждает лишь лёгкий. Люди приходили в МВЦ "Рабочий и колхозница" в огромных количествах, и оттого просмотр выставки стал суматошным.
Кстати, вход людей спустя буквально полчаса после моего прихода ограничили, и очередь растянулась ещё и снаружи здания. Примечательно, что вошедшие люди не могли сдать верхнюю одежду в гардероб, потому что не было свободных номерков. Посетителей, забирающих свою одежду, в гардеробе "принимали" по отдельной очереди, но об этом никто не знал, потому что в толпе это вовсе не очевидно, а по громкоговорителю об этом никто не объявлял - зато там без умолку вопили о бесплатных билетах, которые необходимо взять в кассе, чтобы пройти на выставки. Собственно, это не удивляет - "бесплатные" билеты за немыслимый приток "бесплатников" выставочному центру потом компенсируют из бюджета, а грамотная организация приёма и комфортного движения посетителей, как водится, отошла на дальний план.
Мне, если честно, сложно подвести какой-то однозначный итог. Легкомысленная организация очень огорчила, но вместе с тем - посмотреть всё-таки было интересно, хотя практически ничего нового я для себя и не открыл. Выставку можно было сделать гораздо интереснее.
|
Добавил: Михаил, 03.01.2012 |
14175 просмотров, 0 комментариев
|
|
Пожалуйста, воспользуйтесь нашей стандартной формой добавления комментариев (выше), если хотите задать вопрос и получить ответ. Комментарии, отправленные через ВКонтакте, сложнее отследить, и мы можем не заметить их вовремя.
|
|
|