Всемирный день без автомобиля - ежегодная акция, которая проходит по
всему миру 22 сентября. Цель акции - продвижение идеи минимизации
использования личного автотранспорта в пользу пешего и велосипедного
способов передвижения и использования общественного транспорта.
Москва
впервые поддержала акцию в 2008 году, и с тех пор проведение Дня без
автомобиля с каждым годом становится всё более масштабным и интересным: в
этом году на откуп пешеходам и велосипедистам были отданы 5 центральных
бульваров и прилегающих к ним площадей. Рождественский, Сретенский,
Чистопрудный, Покровский и Яузский бульвары были перекрыты для движения
автотранспорта и стали площадкой для проведения большого количества
тематических мероприятий. Одним из примечательных событий
московского Дня без автомобиля 2013 стала выставка ретро-велосипедов,
разместившаяся в районе Тургеневской площади.
Небольшая выставка разместилась в компактном временном павильоне, обосновавшемся скраю площадки, на которой проходила
ретроспективная выставка общественного транспорта.Велосипеды разместились справа налево примерно по старшинству.
В правом углу стоял самый старый велосипед на выставке и, по совместительству, самый старый велосипед на территории России. Хорошее состояние велосипеда делает его уникальным экспонатом. Модель, называемая "Bone-Shaker" ("Костотряс") выпущена в 1869 году французским производителем "Fournier Cie" и, как сказано на прикреплённой табличке, являет собой первый в истории тип велосипеда с педальным приводом на переднем колесе.
Стоящее рядом с "Костотрясом" детище французской же фирмы "Mayer" (синего цвета) выпущено чуть позже, в 1872 году. На прикреплённой табличке отмечается, что это очень редкий "переходный" тип велосипеда между "костотрясами" и высококолёсными "пауками" - это единственный велосипед такого типа на территории России.
Перед "переходным" велосипедом от "Mayer" и "Костотрясом" стоит классический высококолёсный "паук", поэтому процесс перехода виден весьма наглядно. К "пауку", к сожалению, пояснительной таблички прикреплено не было, поэтому поведать детали его биографии я не могу.
Рядом стоит ещё одна уникальность - самое старое транспортное средство известной французской компании "Peugeot" на территории России.
Велосипед модели "Peugeot-Safety", выпущенный в 1888 году, стал одним из первых в мире велосипедов "безопасной" конструкции, которая вскоре заняла доминирующие позиции и вытеснила "пауков".
Рядом с "Пежо" притаились самые интригующие экспонаты - во всяком случае, они привлекали внимание куда большего числа посетителей, чем все прочие, особенно посетителей с детьми.
Это два детских велосипеда: обычный трёхколёсный, выполненный неизвестным российским кузнецом в 1880- годах, и второй, задекорированный фигурой коня. К "коню" пояснительной таблички прикреплено не было, но он вызывал бурю эмоций практически у всех, кто его видел: кто-то просто удивлялся, кто-то пытался поднять, чтобы оценить вес, иные пытались усадить детей, чтобы их сфотографировать. Присматривавшим за велосипедами людям такая активность создала немало хлопот: то и дело им приходилось напоминать, что велосипеды очень старые, и их нельзя трогать руками.
А этот дамский велосипед произвели в 1897 году в Чикаго (САСШ). Велосипед сохранился в превосходном состоянии.
Среди особенностей модели заявлена необычная конструкция седла, и она сразу бросается в глаза: видимо, тогда деревянные подушечки были верхом заботы и внимания к жопам клиентов - точнее, клиенток :)
Стоящий рядом с изящно-седалищным велосипедом ярко-красный собрат, который сразу бросился в глаза своим цветом, произведён Центральным конструкторско-технологическим бюро велостроения города Харьков в 1985 году.
Модель "Тахион" ВТА-001 - один из лучших гоночных велосипедов советской эпохи.
Легкодорожный мужской велосипед с деревянной рамой и большинством других деталей выпущен итальянским производителем "Vianzone" в 1946 году. Экспонат уникален: во всём мире сохранилось всего лишь около 10 экземпляров этой модели в хорошем состоянии.
Позади итальянца стоит наш соотечественник (уже, к сожалению, бывший) - тандем для трековых гонок, выпущенный в 1956 году Харьковским велосипедным заводом. Всего для советских велогонщиков было изготовлено около 100 велосипедов этой модели.
В левом углу особо примечательны 2 экспоната: английский ("James Co") дамский трицикл 1911 года (с 3 колёсами) и шведская "Itera" от автоконцерна "Volvo" 1982 года выпуска (бирюзового цвета). Интересно, что "Itera" выполнена полностью из пластмассы: проект предполагал, что модель станет "народным велосипедом". По задумке производителя пластмассовый велосипед был рассчитан на 3 года умеренной эксплуатации.
Рядом с "Itera" стоит английский армейский велосипед 1942 года выпуска. Складная модель "Folding Paratrooper bicycle" была разработана "B.S.A." (Бирмингем) для использования воздушно-десантными подразделениями. Такие велосипеды использовались во время Второй Мировой войны.
У задней стены приютился ещё один велосипед военного назначения: швейцарская модель "M 1905", выпущенная "Condor-Swiss" в 1945 году, оборудована сумкой для амуниции, багажником для перевозки оружия и боеприпасов, а также осветительными приборами с приводом от динамо-машины.
"M 1905" - самый известный военный велосипед в мировой истории: с незначительными модификациями модель производилась с 1905 до 1990 года, а на вооружении швейцарской армии состояла вплоть до 1995 года.
Эти велосипеды показались мне наиболее интересными из выставленных экспонатов - впрочем, даже с моей чисто обывательской точки зрения неинтересными я счел всего парочку-другую моделей.
Несмотря на скромные размеры выставки, народу она привлекла совсем не мало: люди постоянно толпились, разглядывали, вычитывали и - к лютому негодованию присматривающих за выставкой сотрудников, которые без устали напоминали, что велосипеды очень старые и трогать их не нужно - трогали и даже пытались оседлать железных коней.
В общем, затея удалась :)