Первая в России кунсткамера, как известно, была
открыта Петром I в Санкт-Петербурге и стала первым же музеем в стране; и
хотя в питерской кунсткамере (слово, кстати, означает всего лишь
"кабинет редкостей") помимо коллекции разных анатомических кошмаров и
аномалий есть куча других экспонатов, прославилась она во многом именно
благодаря им.
Экспозиция "Кунсткамера", расположившаяся в
павильоне №2 Всероссийского Выставочного Центра, кажется, тоже сделала
ставку на анатомические аномалии - за исключением нескольких экспонатов,
именно они составляют костяк выставки.
Для пущего эффекту тёмное помещение подсветили красными и зелёными светильниками; на одной из стен показывают фильмы о вреде курения, алкоголя и наркотиков. Кстати, про курение на удивление годный материал крутится - редко когда в "анти-табачных" фильмах проскакивает информация о том, что вред не только в смолах и прочей "грязной" гадости.
Из ряда достаточно однообразных экспонатов сразу выделяются два больших и заметных.
Первый - инсталляция "Художественная казнь"; на приложенном листочке сказано, что инсталляция, изображающая машину для казни из рассказа Франца Кафки "В исправительной колонии", стала победительницей множества конкурсов современного искусства и была главной изюминкой проекта "Ночь в музее 2012" в Третьяковской галерее.
Рассказ Кафки повествует о машине для казни, которую офицер демонстрирует прибывшему в исправительную колонию путешественнику. Машина состоит из 3 частей: лежака, разметчика и бороны. Голого осуждённого кладут на ватный лежак и привязывают ремнями, затем разметчик настраивают по особой схеме, и вскоре борона начинает свою работу: 12 часов её иглы выбивают на теле осуждённого заповедь, которую он нарушил, и декоративные узоры, протыкая его всё глубже и глубже, пока не проткнут насквозь. Процесс был практически полностью автоматизирован, что вызывало особенную гордость офицера.
В действительности такой машины, конечно, не существовало - в вышедшей в 1914 году новелле "В исправительной колонии" Франц Кафка описывает вымышленную колонию заключённых, расположенную на каком-то тропическом острове.
Второй большой экспонат подписан как зеркала Фараонов. В прилагающемся листочке даны сведения о том, как некий древнеегипетский фараон Аминипхет предал жрецов и с помощью зеркала Дуата пытался открыть дверь в мир мёртвых, чтобы стать величайшим из живых, но его предусмотрительно убили, а зеркало потеряли.
Как именно Аминипхет предал жрецов, в чём и зачем, что это за зеркало Дуата такое и, самое главное, каким образом всё это относится к представленной инсталляции, не сообщается; вместо всех этих несомненно важных сведений приводится текст о мистических свойствах зеркал и их использовании у магов разных времён и народов. Не исключено, что таким непонятным неоднозначным образом на выставке решили просто покруче обставить зеркало.
В углу стоит макет тюрьмы на острове Санто-Стефано. Тюрьму открыли в 1797 году, когда остров был колонизирован Неаполитанским королевством; с тех пор в ней успели посидеть многие знаменитые люди того времени. Изначально тюрьма была рассчитана на 600 заключённых, но в 1817 году её приспособили под 800.
В 1965 году заведение прикрыли, и сейчас остров необитаем.
Остальные экспонаты находятся в эдаких круглых "аквариумах", вырезанных в заляпанных гипсокартонных стенах. Как и помещение в целом, часть "аквариумов" тоже решили подсветить красным и зелёным, поэтому добрая половина экспонатов доступна исключительно в ярких и неестественных цветах.
Однако, к стендам! На этом, например, можно познакомиться с анэнцефалией плода (1), раком лёгкого (2) и ишемией сердца (3).
А здесь можно увидеть гипертрофию сердца (1), сиамских близнецов (2) и каких-то распотрошённых барби - видимо, решили, что экспонаты грустные, а так-то, конечно, повеселее будет.
В одном из "окошек" можно было увидеть и просто куклы - мрачные, но симпатичные.
В остальных сидели, стояли и пребывали в прочих разных позах фигуры взрослых людей, страдавших от различных аномалий.
Впрочем, многие из них извлекали из своего положения выгоду, как, например, англичанин Билл Дакс: парню не повезло иметь 3 глаза, но он быстро сообразил, как обратить минус в плюс и стал мошенничать, утверждая, что третьим глазом видит будущее. В 21 год преследования вынудили его сбежать в Америку, но после этого его история длилась не так уж долго: в 33 года он совершил самоубийство, выстрелив себе как раз в 3-й глаз.
Рядом с фигурой трёхглазого Билла Дакса стоит его "коллега" по несчастью - у него, правда, было 2 глаза: аномалия в их чрезмерной выпученности.
Американцу Джонни Стокеру из Кливленда "повезло" ещё больше: у него было целых 4 глаза. Одна пара располагалась над другой, и он мог полноценно управлять каждым из своих глаз и даже вращать каждым из них по-отдельности. Случай был зафиксирован в 1854 году, и современников Джонни его "талант" пугал.
Компанию четырёхглазому Джонни составил "циклоп" - говорят, одноглазый африканец, живший в конце 19 века, обладал хорошим чувством юмора и работал официантом.
А этот мексиканец поначалу очень стеснялся своего уродства и заказывал шляпы с высоким верхом, чтобы скрыть голову-паразит, но вскоре узнал, что люди готовы платить деньги за диковинное зрелище, и стал куда смелее демонстрировать её. Она не могла ни слышать, ни видеть, но умела строить гримасы.
Немецкий музыкант 19 века Эдвард Мордакке, имевший похожую аномалию, тоже пытался скрывать её. Это продолжалось до его 20 лет - в этом возрасте юноша, не добившийся особых успехов на музыкальном поприще, решил открыть своё второе (в прямом смысле слова) лицо, и его карьера действительно пошла вверх, поскольку многим интересно было посмотреть на двуликого музыканта.
Сиамские близнецы представлены фигурами двух примечательных персонажей.
Первый, живший в 14 веке, был мушкетёром французского короля Людовика XIII. Конечно, ни о какой действительной военной службе речи не шло: второе туловище росло из груди первого, и он был скорее шутом, носившим мушкетёрскую форму.
Второй был турецким стрелком из лука. Говорят, двухголовый лучник, взятый в плен немецкими войсками, наделал немало путаницы в отчётах - и действительно, поди-ка разбери, одного человека они допрашивали или двух, если головы во время допроса между собой перешёптывались?
Фигура Грейс Макданел, которую прозвали женщиной-мулом, показалась мне наиболее страшным экспонатом из представленных на выставке. И дело даже не во внешнем облике, а в том, из чего он получился: началось всё с обычной... родинки. Разрастаясь, аномальное родимое пятно охватило и деформировало лицо женщины, придав ему ужасающий вид.
Тем не менее, говорят, что у обезображенной женщины было достаточно много мужчин - от одного из них Грейс родила совершенно здорового сына, который, когда вырос, стал менеджером своей матери и был им до самой её смерти в 1958 году. Всего "женщина-мул" прожила 70 лет - она родилась в США в 1888 году.
Семейное счастье смогла испытать и "женщина-свинья", прожившая 94 года и родившая 2 детей. Пятачок у неё был не всегда: он начал формироваться в 14 лет и приобрёл окончательную форму к 25.
Есть среди экспонатов и фигура нашего дореволюционного соотечественника: Фёдор Махнов, служивший на почтовом дворе в Сибири в 19 веке, имел необычайную волосатость. Говорят, даже в мороз он ходил в одной рубахе.
В таком вот духе "Кунсткамера" на ВВЦ и устроена. Помимо обозначенных выше фигур, присутствовала ещё парочка: трёхногий человек и кто-то ещё, но всё было весьма однообразно.
В целом выставка показалась мне достаточно интересной, и я не жалею, что уделил ей своё время.
Малину портит лишь цена: на сегодняшний день плата за вход в "Кунсткамеру" составляет
300 рублей, и такой ценник выглядит сильно завышенным, учитывая, что экспозиция состоит из десятка толи восковых, толи пластиковых фигур, спрятанных за заляпанную гипсокартонную стену, в которой вырезаны круглые застеклённые "окна".
Однако, распространять вопрос задранной цены на впечатление от выставки не стоит, и я, откинув его куда подальше, смело могу сказать, что выставка очень даже ничего. С пивом и воблой пойдёт, как говорится :)