Моспрогулка: Кунсткамера на ВВЦ. Блог о Москве и её примечательностях.

ГЛАВНАЯ » МЕСТА » РАЗНОЕ » Кунсткамера на ВВЦ
Кунсткамера на ВВЦ
Первая в России кунсткамера, как известно, была открыта Петром I в Санкт-Петербурге и стала первым же музеем в стране; и хотя в питерской кунсткамере (слово, кстати, означает всего лишь "кабинет редкостей") помимо коллекции разных анатомических кошмаров и аномалий есть куча других экспонатов, прославилась она во многом именно благодаря им.

Экспозиция "Кунсткамера", расположившаяся в павильоне №2 Всероссийского Выставочного Центра, кажется, тоже сделала ставку на анатомические аномалии - за исключением нескольких экспонатов, именно они составляют костяк выставки.
Кунсткамера на ВВЦ: общий вид
Для пущего эффекту тёмное помещение подсветили красными и зелёными светильниками; на одной из стен показывают фильмы о вреде курения, алкоголя и наркотиков. Кстати, про курение на удивление годный материал крутится - редко когда в "анти-табачных" фильмах проскакивает информация о том, что вред не только в смолах и прочей "грязной" гадости.

Из ряда достаточно однообразных экспонатов сразу выделяются два больших и заметных.

Первый - инсталляция "Художественная казнь"; на приложенном листочке сказано, что инсталляция, изображающая машину для казни из рассказа Франца Кафки "В исправительной колонии", стала победительницей множества конкурсов современного искусства и была главной изюминкой проекта "Ночь в музее 2012" в Третьяковской галерее.

Рассказ Кафки повествует о машине для казни, которую офицер демонстрирует прибывшему в исправительную колонию путешественнику. Машина состоит из 3 частей: лежака, разметчика и бороны. Голого осуждённого кладут на ватный лежак и привязывают ремнями, затем разметчик настраивают по особой схеме, и вскоре борона начинает свою работу: 12 часов её иглы выбивают на теле осуждённого заповедь, которую он нарушил, и декоративные узоры, протыкая его всё глубже и глубже, пока не проткнут насквозь. Процесс был практически полностью автоматизирован, что вызывало особенную гордость офицера.

В действительности такой машины, конечно, не существовало - в вышедшей в 1914 году новелле "В исправительной колонии" Франц Кафка описывает вымышленную колонию заключённых, расположенную на каком-то тропическом острове.
Кунсткамера на ВВЦ: инсталляция "Художественная казнь"
Второй большой экспонат подписан как зеркала Фараонов. В прилагающемся листочке даны сведения о том, как некий древнеегипетский фараон Аминипхет предал жрецов и с помощью зеркала Дуата пытался открыть дверь в мир мёртвых, чтобы стать величайшим из живых, но его предусмотрительно убили, а зеркало потеряли.

Как именно Аминипхет предал жрецов, в чём и зачем, что это за зеркало Дуата такое и, самое главное, каким образом всё это относится к представленной инсталляции, не сообщается; вместо всех этих несомненно важных сведений приводится текст о мистических свойствах зеркал и их использовании у магов разных времён и народов. Не исключено, что таким непонятным неоднозначным образом на выставке решили просто покруче обставить зеркало.
Кунсткамера на ВВЦ: зеркала Фараонов
В углу стоит макет тюрьмы на острове Санто-Стефано. Тюрьму открыли в 1797 году, когда остров был колонизирован Неаполитанским королевством; с тех пор в ней успели посидеть многие знаменитые люди того времени. Изначально тюрьма была рассчитана на 600 заключённых, но в 1817 году её приспособили под 800.

В 1965 году заведение прикрыли, и сейчас остров необитаем.
Кунсткамера на ВВЦ: макет тюрьмы на острове Сан-Стефано
Остальные экспонаты находятся в эдаких круглых "аквариумах", вырезанных в заляпанных гипсокартонных стенах. Как и помещение в целом, часть "аквариумов" тоже решили подсветить красным и зелёным, поэтому добрая половина экспонатов доступна исключительно в ярких и неестественных цветах.

Однако, к стендам! На этом, например, можно познакомиться с анэнцефалией плода (1), раком лёгкого (2) и ишемией сердца (3).
Кунсткамера на ВВЦ: анэнцефалия плода, рак лёгкого, ИБС
А здесь можно увидеть гипертрофию сердца (1), сиамских близнецов (2) и каких-то распотрошённых барби - видимо, решили, что экспонаты грустные, а так-то, конечно, повеселее будет.
Кунсткамера на ВВЦ: гипертрофия сердца, сиамские близнецы
В одном из "окошек" можно было увидеть и просто куклы - мрачные, но симпатичные.
Кунсткамера на ВВЦ: куклы
В остальных сидели, стояли и пребывали в прочих разных позах фигуры взрослых людей, страдавших от различных аномалий.

Впрочем, многие из них извлекали из своего положения выгоду, как, например, англичанин Билл Дакс: парню не повезло иметь 3 глаза, но он быстро сообразил, как обратить минус в плюс и стал мошенничать, утверждая, что третьим глазом видит будущее. В 21 год преследования вынудили его сбежать в Америку, но после этого его история длилась не так уж долго: в 33 года он совершил самоубийство, выстрелив себе как раз в 3-й глаз.

Рядом с фигурой трёхглазого Билла Дакса стоит его "коллега" по несчастью - у него, правда, было 2 глаза: аномалия в их чрезмерной выпученности.
Кунсткамера на ВВЦ: трёхглазый Билл Дакс
Американцу Джонни Стокеру из Кливленда "повезло" ещё больше: у него было целых 4 глаза. Одна пара располагалась над другой, и он мог полноценно управлять каждым из своих глаз и даже вращать каждым из них по-отдельности. Случай был зафиксирован в 1854 году, и современников Джонни его "талант" пугал.

Компанию четырёхглазому Джонни составил "циклоп" - говорят, одноглазый африканец, живший в конце 19 века, обладал хорошим чувством юмора и работал официантом.
Кунсткамера на ВВЦ: четырёхглазый Джонни Стокер и одноглазый человек-циклоп
А этот мексиканец поначалу очень стеснялся своего уродства и заказывал шляпы с высоким верхом, чтобы скрыть голову-паразит, но вскоре узнал, что люди готовы платить деньги за диковинное зрелище, и стал куда смелее демонстрировать её. Она не могла ни слышать, ни видеть, но умела строить гримасы.
Кунсткамера на ВВЦ: голова-паразит
Немецкий музыкант 19 века Эдвард Мордакке, имевший похожую аномалию, тоже пытался скрывать её. Это продолжалось до его 20 лет - в этом возрасте юноша, не добившийся особых успехов на музыкальном поприще, решил открыть своё второе (в прямом смысле слова) лицо, и его карьера действительно пошла вверх, поскольку многим интересно было посмотреть на двуликого музыканта.
Кунсткамера на ВВЦ: двуликий музыкант Эдвард Мондакке
Сиамские близнецы представлены фигурами двух примечательных персонажей.

Первый, живший в 14 веке, был мушкетёром французского короля Людовика XIII. Конечно, ни о какой действительной военной службе речи не шло: второе туловище росло из груди первого, и он был скорее шутом, носившим мушкетёрскую форму.

Второй был турецким стрелком из лука. Говорят, двухголовый лучник, взятый в плен немецкими войсками, наделал немало путаницы в отчётах - и действительно, поди-ка разбери, одного человека они допрашивали или двух, если головы во время допроса между собой перешёптывались?
Кунсткамера на ВВЦ: сиамские близнецы
Фигура Грейс Макданел, которую прозвали женщиной-мулом, показалась мне наиболее страшным экспонатом из представленных на выставке. И дело даже не во внешнем облике, а в том, из чего он получился: началось всё с обычной... родинки. Разрастаясь, аномальное родимое пятно охватило и деформировало лицо женщины, придав ему ужасающий вид.

Тем не менее, говорят, что у обезображенной женщины было достаточно много мужчин - от одного из них Грейс родила совершенно здорового сына, который, когда вырос, стал менеджером своей матери и был им до самой её смерти в 1958 году. Всего "женщина-мул" прожила 70 лет - она родилась в США в 1888 году.
Кунсткамера на ВВЦ: женщина-мул Грейс Макданел
Семейное счастье смогла испытать и "женщина-свинья", прожившая 94 года и родившая 2 детей. Пятачок у неё был не всегда: он начал формироваться в 14 лет и приобрёл окончательную форму к 25.
Кунсткамера на ВВЦ: женщина-свинья
Есть среди экспонатов и фигура нашего дореволюционного соотечественника: Фёдор Махнов, служивший на почтовом дворе в Сибири в 19 веке, имел необычайную волосатость. Говорят, даже в мороз он ходил в одной рубахе.
Кунсткамера на ВВЦ: волосатый человек Фёдор Махнов
В таком вот духе "Кунсткамера" на ВВЦ и устроена. Помимо обозначенных выше фигур, присутствовала ещё парочка: трёхногий человек и кто-то ещё, но всё было весьма однообразно.

В целом выставка показалась мне достаточно интересной, и я не жалею, что уделил ей своё время.
Малину портит лишь цена: на сегодняшний день плата за вход в "Кунсткамеру" составляет 300 рублей, и такой ценник выглядит сильно завышенным, учитывая, что экспозиция состоит из десятка толи восковых, толи пластиковых фигур, спрятанных за заляпанную гипсокартонную стену, в которой вырезаны круглые застеклённые "окна".

Однако, распространять вопрос задранной цены на впечатление от выставки не стоит, и я, откинув его куда подальше, смело могу сказать, что выставка очень даже ничего. С пивом и воблой пойдёт, как говорится :)


Добавил: Михаил, 31.03.2013 | 4335 просмотров, 1 комментариев

Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
Имя:
Email:
Михаил
31.03.2013, 01:05
Кстати, цену можно "скинуть" в 2 раза, до 150 рублей: перед посещением "Кунсткамеры" я зашёл на "Тайны подводного мира", и при покупке билета мне дали в том числе купон на 50% скидку в "Кунсткамеру". Видимо, их организовала одна и та же контора или они между собой сотрудничают.

О том, получится ли такой фокус, если посещать их в обратном порядке, я не знаю.
0


Пожалуйста, воспользуйтесь нашей стандартной формой добавления комментариев (выше), если хотите задать вопрос и получить ответ. Комментарии, отправленные через ВКонтакте, сложнее отследить, и мы можем не заметить их вовремя.








Моспрогулка
2011 - до сих пор

Копирование и распространение материалов сайта без ссылки на источник люто нас огорчает и портит карму тем, кто это делает.
Посетителям О сайте
Вход на сайт
Регистрация
Обратная связь
Вкратце о Моспрогулке
Соавторство
Новости сайта